Темы: Автобиография, Наши авторы, Яков Доктор
Я родился в 1972 году в Жмеринке на Украине в достаточно традиционной по советским меркам семье. По субботам, дед брал старинные книги, одевал на плечи «скатерть» и что-то читал, это я помню с самого детства (мама говорила: «Не “скатерть”, а талес»). Несмотря на то, что семья была традиционной, и родители мамы были религиозными людьми — говорили в основном на идиш, — узнал, что я еврей по национальности только в восемь лет, под большим секретом. Бабушка предупреждала, что в Союзе это может сказаться на моей дальнейшей жизни негативно. Помню, я тогда ей ответил, что это не имеет никакого значения и, что «у нас между народами интернациональная дружба», но время показало, кто был прав. Папа мой родился на Украине, но до знакомства с мамой жил в Москве, поэтому в Москве я провел свое детство и отрочество. Ежегодно мы навещали бабушку с дедушкой в Жмеринке. В Москве я успел закончить школу и поучился полтора года в Историко-архивном институте (сегодня Гуманитарный университет). В начале 1991 года в 18 лет я приехал в Израиль. Попал как раз в разгар войны в Персидском заливе, — прямо в аэропорту нам выдали противогазы.
Помню, перед поездкой в Израиль в январе 91 года я пришел в синагогу на ул. Архипова (в Москве) и увидел фото еврея с большой белой бородой — Любавичского ребе. Рядом висело открытое письмо Ребе, связанное с войной в Персидском заливе, где он в частности писал, что война закончится полной победой для евреев, практичекски без серьезных жертв среди населения. Это было до основных событий, до падения на еврейские города ракет. В Израиле спустя некоторое времы у всех уже были противогазы, летали ракеты. И эти 39 ракет попадали куда угодно, кроме евреев (кажется за все время погиб только один человек), — и это была не игрушка, — такая ракета (размером с автобус), попавшая в казарму в Саудовской Аравиии, убила более ста солдат за раз. В общем, для нас евреев, для всего мира и для меня, в частности, эта война была особым открытым чудом.
Кадош Борух Ху помогал в жизни часто, были и просто открытые чудесаю. С 6 лет я замечал, что если что-то попрошу — кто-то помогает. Все время задавал себе вопрос, кто это был, тогда, в детстве думал, что это кто-то внутри меня. Началась перестройка, в основном это означало перестройку в голове, и когда вошел в юношеский возраст, стал задавать себе жизненные вопросы. «Человек работает для того, чтобы отдыхать и отдыхает, чтобы работать, в чем смысл?» «Время проходит быстро и бессмысленно»… Так или иначе, я искал и довольно немало и в результате в Израиль приехал с убеждением о том что у нас, евреев, есть свой отдельный путь, своя Книга. Приехал в обычный город Нетания, в котором тогда было много олим (новые репатрианты — как раз был разгар Большой Алии).
Многие годы в Союзе у меня не было ТАНАХА, хотя было много антирелигиозной «макулатуры», из которой я выуживал факты из Торы и Пророков. Впервые ТАНАХ на русском языке попал мне в руке в 17 лет (тот, который раздавали миссионеры), христианскую часть я пропустил, а нашу еврейскую прочитал с интересом.
После приезда в Святую Землю я сделал обрезание и надел кипу. При обрезании мне подарили сидур «Шомрей эмуна» — даже для человека в совершенстве владеющего ивритом — очень сложный сидур. Когда я увидел в Израиле, как люди молятся, это мне не понравилось: вместо чтения слов они напевали, гнусавя (как мне тогда показалось), фальшивили и раскачивались, и я решил что буду читать по-нормальному. В этом сидуре я выискал самую короткую молитву — Шма перед сном — и начал каждый вечер ее читать. И вдруг, абсолютно неожиданно поймал себя на том, что раскачиваюсь и пою слова, хотя до этого твердо решил этого не делать.
Родственники, какое-то время уже жившие в Израиле сразу по приезду решили меня напугать и показали мне район Цанзских хасидов. Эффект был обратный — картина 18 века со своеобразной одеждой и поведением покорила меня.
Как я начал молиться. Дедушка уже здесь, в Израиле, привел меня в синагогу. Я не хотел идти — кипа и обрезание были, но я носил майку и не очень хотел облачаться в традиционную одежду. Дедушка — крепкий для своих 90 лет — просто взял за руку и завел в зал. Там как раз начиналась молитва. Вооружившись скудным на тот момент запасом иврита, я спросил одного из членов миньяна: «Ма омрим?» («Что говорим?») Он ответил: «Минхе» («Молитву Минха»). Я не понял, спросил еще раз, опять ответили: «Минхе», — я опять ничего не понял, и уже тогда догадавшийся о том, что перед ним стоит оле хадаш (новый репатриант) дедушка ответил по слогам: «МИН-ХЕ». Я, порывшись в сидуре, открыл молитву Минха и сел читать «Ашрей» (один из псалмов Давида, которым начинается молитва). Короче говоря, закончил я Ашрей, как раз, когда они уже заканчивали Маарив (Вечерняя молитва, которую обычно читают через некоторое время после завершения дневной — Минхи). Через какое-то время мой дед помог мне достать тфиллин.
Закончил мехину (подготовительный курс) в университете «Бар Илан», после этого прослужил 2 года в армии. В результате, уходя из армии я уже точно знал, чего хочу. В Яд Леахим (израильская религиозная организация) познакомился с равом Шимоном Гриллиусом, в целом своим соблюдением обязан ему. После армии учился более двух лет в ешиве Кирият Малахи. Решил переехать в Иерусалим чтобы найти ответы на накопившиеся вопросы. Так я попал в иерусалиммскую ешиву Швут Ами, где учился много лет. Все свое свободное от учебы время ходил по разным районам, смотрел как люди учатся, молятся и просто живут. Так попал на улицу Давид Елин в ешиват «Меор Эйнаим», где в то время базировались хасиды Рахмистривки (местечко на Украине). Когда я пришел туда на молитву, вдруг понял, что пришел домой. Так понемножку стал Рахмистровским хасидом.
Б-г сделал в жизни мне немало хорошего, — я стараюсь делать хорошее в ответ. Всем кому мог — старался помогать. Живу в Бейт Шемеше, преподаю там уже около 9 лет, мы создали дома библиотеку. Со временем в старом Бейт Шемеше нам выдали для нее отдельное помещение (в этом районе живет много олим). В библиотеке много книг, дисков с лекциями и других материалов. На сегодняшний день, слава Творцу, организовано три урока: один из них для женщин, есть смешанный по алахе, и мужской по мишне. Также, есть вечерний колель, мы ставим Хупы, проводим Бар мицвы, обрезания. А еще я занимаюсь организацией и проведением экскурсий на еврейскую религиозную тематику по всей Святой Земле. Также, мы выпустили книги «Слушай Израиль» (Шма Исраэль) и «Глазами праведника» (перевод Кдушат Леви) раби Леви Ицхака из Бердичева.Мы приглашаем всех на наши уроки в Бейт Шемеше. Звоните:029999742.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.