Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

Есть ли такая заповедь — учить иврит?

Темы: Иврит, Святой язык, Мидраш, Рамбам, Заповеди, Раши, Изучение Торы, Комментарии, Святые тексты

Отложить Отложено

Мы с семьей собираемся переезжать в Израиль и пошли на курсы изучения иврита. Мы соблюдающая семья, и у жены возник вопрос: а есть ли такая заповедь — учить иврит?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Вы поступаете верно, уделяя время изучению иврита. Это облегчит не только абсорбцию в Израиле, но и изучение Торы и соблюдение заповедей.

Тора говорит, что до строительства Вавилонской башни все говорили на одном языке. Как сказано (Берешит 11:1): «И был (на) всей земле язык один и речи единые». Раши объясняет, что этим одним языком был Святой язык (иврит)[1].

Иерусалимский Талмуд (Мегила 1:9) приводит этот стих и говорит, что «язык один» означает — «язык Одного», т. е. язык Творца. Пнэй Мойше, один из классических комментариев к Йерушалми (Иерусалимскому Талмуду), пишет: как известно, Всевышний создал этот мир Своими речениями и эти речения были именно на иврите. Т. е. наш мир был создан на языке иврит, поэтому иврит — это язык Творца.

Другой комментатор, Корбан а-Эйда, объясняет, что иврит является языком Творца, поскольку Тора дарована еврейскому народу на иврите.

Поэтому целесообразно разобраться, насколько важно изучать иврит и говорить на нем. Иврит необходимо знать, чтобы абсорбироваться в Израиле, где это государственный язык и язык общения? Или же есть в этом что-то большее? А может быть, это даже является отдельной заповедью?

Отметим: когда мы говорим об изучении иврита, речь идет не просто о «погружении», которое позволит понимать сказанное и прочитанное, но и об изучении грамматики. Поскольку даже люди, свободно говорящие на иврите, не смогут правильно понять всё, что написано в Танахе, без знания грамматики языка.

Поэтому важность изучения иврита и его грамматики не раз подчеркивается нашими мудрецами (см. например, предисловие Виленского Гаона к Шулхан Аруху, респонс Хавот Яир 124). Кроме того Хавот Яир отмечает, что мудрецом Торы (талмид хахам) может называться только человек, который правильно говорит на иврите и владеет его грамматикой.

Тем не менее, некоторые галахические авторитеты (знатоки еврейского Закона), отмечают, что говорить на иврите — не просто рекомендация, но и отдельная заповедь. В частности, рав Мойше Файнштейн (респонс Эвен а-Эзер 3:35) упоминает, что говорить на иврите — заповедь. Однако, по его мнению, эта заповедь выполняется, когда человек говорит на иврите, а если человек не говорит на иврите, он ничего не нарушает.

В книге Пардес Йосеф (автор — рав Йосеф Пацановский, книги написаны в 30-е годы прошлого века; комментарий к Шмот 30:13) даже приводится интересное доказательство того, что изучение иврита является отдельной заповедью. Как известно, в Суккот в конце каждого семилетнего цикла (шмита) есть заповедь Акhель (собрание, буквально — «собери»): собрать еврейский народ в Храме, где царь будет читать им последнюю книгу Торы — Дварим, называемую также Мишнэ Тора («повторение Торы»). Чтобы эта заповедь считалась выполненной, читать надо на иврите и присутствующие должны понимать услышанное. Отсюда следует, что существует заповедь изучать иврит — чтобы иметь возможность правильно выполнить заповедь Акhель.

Также заповедь чтения молитвы Шма необходимо выполнять, правильно произнося все слова (Брахот 15а). А, как известно, это практически невозможно без знания грамматики, огласовок и правил расстановки ударений.

Галахический мидраш Сифри (Дварим 46) объясняет стих Торы, который является частью ежедневного чтения Шма, — «И тверди их детям твоим…» (Дварим 6:7). В мидраше сказано: как только ребенок начинает говорить, отец разговаривает с ним на иврите и учит его Торе. А если отец этого не делает, это подобно тому, что он хоронит сына. Тосефта (Хагига 1:2) приводит это изречение с небольшими изменениями: как только ребенок начинает говорить, отец начинает учить его ивриту и стихам из Торы. Т. е., в отличие от Сифри, где сказано, что отец должен начать разговаривать с ребенком на иврите, Тосефта пишет, что отец должен начать учить ребенка ивриту.

Более того, Рамбам в своем комментарии к Пиркей Авот (2:1; там сказано, что человек должен аккуратно относиться ко всем заповедям, как к легким, так и к тяжелым) упоминает заповеди радоваться в праздники (Йом Тов) и изучать иврит как пример легких заповедей. Интересно, что наравне с известной заповедью, приведенной в Торе, — радоваться в Йом Тов, — Рамбам упоминает заповедь изучения иврита.

Теперь возникает естественный вопрос: если, как мы видим, изучение иврита является заповедью, то почему эта заповедь не упоминается в классических галахических источниках? Ни Тур, ни Шулхан Арух не говорят об этой заповеди. Даже сам Рамбам, назвавший в комментарии к Мишне изучение иврита легкой заповедью, тем не менее, не упоминает ее ни в своей «Книге Заповедей», ни в своем галахическом кодексе «Мишнэ Тора».

Некоторые галахические авторитеты так отвечают на этот вопрос. Возможно, Рамбам считает, что заповедь изучения иврита существует, однако это не отдельная самостоятельная заповедь, а «подготовительная» — к заповеди изучения Торы. Т. е., для того, чтобы изучать и правильно понимать Тору и другие еврейские источники, необходимо предварительно выучить иврит. Иными словами, изучение иврита — это не цель, а средство для изучения Торы, см. рав Йосеф Капах (1917-2000), «А-Рамбам» 1:59; Рав Йеуда Гершуни (1908-2000), «Коль Цофайх» (с. 305-312).

Это положение находит подтверждение в Иерусалимском Талмуде (Сукка, гл. 3), где также обсуждается, с чего должно начинаться обучение ребенка. Но, в отличие от Сифри и Тосефты (см. выше), Йерушалми говорит, что отец должен начать учить ребенка языку Торы. Из этого становится ясно, что иврит является средством для изучения Торы.

Кроме того, рав Садья Гаон (Эмор 10) пишет: ошибка сыновей Аарона, которые без разрешения совершили воскурение и поплатились за это жизнью, заключалась в том, что они неверно поняли слова Моше. Далее он пишет: если люди такого высокого уровня, прекрасно владевшие языком, неправильно поняли сказанное, то ясно, какие огромные усилия должны приложить к изучению иврита мы. Ведь без этого невозможно будет правильно понимать законы и выполнять заповеди.

Мы выяснили, насколько важно владение ивритом и его грамматикой. Получается, что ваши занятия в ульпане, где набирается словарный запас и затрагивается грамматика современного иврита, принципы которой во многом идентичны принципам грамматики лашон а-койдеш, будут своего рода первым шагом к познанию языка Торы и Пророков.

С уважением, Яков Шуб


[1] Существуют два термина: 1. Святой язык (лашон а-койдеш) — это язык Танаха и мудрецов Торы. 2. Ивритом называется разговорный язык в Израиле, в основе которого лежит традиционный Святой язык, отчасти измененный, не всегда правильный и включающий множество заимствований. Для удобства читателей мы будем использовать более привычное название «иврит», подразумевая «Святой язык».

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше