«…Все буквы, которые мы видим в Торе — суть проявления 22-х потоков божественного света (орот), находящихся в высших мирах. Эти трансцендентные потоки божественного света передают свой “свет” буквам, откуда и берётся святость самой Торы, святость свитка Торы, тфилин, мезуз и всех священных писаний. И сообразно святости, в которой они пишутся — так возрастает влияние и энергия потоков божественного света на сами буквы. Поэтому свиток Торы, в котором есть одна ошибка — полностью некошерен, ибо высший свет через него не проникает, как должно, передавая святость народу посредством его чтения…»
рабби Моше-Хаим Луцатто (РАМХАЛь)
Законы написания мезузы — наиболее строгие из всех. Два примера: если в свитке Торы буквы и слова могут быть написаны не по порядку чтения слов (кесидран), а наоборот — слева направо, то если в мезузе написали так лишь одну букву, что определить визуально невозможно, вся мезуза некошерна и Ваш дом она не оберегает. Тфилин не обязательно писать на разлинеенном продавленными линиями (сиртут) пергаменте. Но если же хотя бы одна из 713 букв в мезузе будет написана не на сиртуте — вся мезуза некошерна и непригодна для исполнения заповеди.
Кроме того, если какие-то две буквы «случайно» касаются друг друга — вся мезуза некошерна. Если чернила хотя бы в одной букве заметно потрескались, что рано или поздно произойдет, если Вам продали мезузу, написанную на так называемом «оштукатуренном» пергаменте (клаф машуах) — вся Ваша мезуза некошерна и это все равно что ее у Вас нет.
На сегодняшний день «клаф машуах» — это одна из наиболее часто встречающихся проблем. Обычный пергамент, выделанный из телячьей кожи, имеет едва заметную глазу шероховатость, из-за чего писать на нем пером получается не так быстро, как шариковой ручкой на бумаге. Покрытие пергамента тонким слоем «штукатурки» делает его белым и гладким, заметно повышает «производительность труда» переписчика и удешевляет стоимость продукции. При этом буквы пишутся не на самом пергаменте, как того требует Алаха, а на этой штукатурке. При первом же сворачивании штукатурка трескается, и вместе с ней трескаются буквы, и в том числе, Имена Всевышнего.
Правильный, «неоштукатуренный» пергамент имеет естественный ванильно-кремовый оттенок, не блестит, как мелованная бумага, а скорее напоминает замшу очень тонкой выделки.
Кроме того, представьте себе, что относительно каждой буквы существуют еще и детальные законы ее правильного написания. Часть букв должна иметь и обязательные «шипы» (коцим) и «короны» (тагим). Проиллюстрируем это на примере обязательных стандартов написания только одной буквы, «Цади», как бы состоящей из букв «Йод» и «Нун».
Софер должен освящать и мезузу и Имена Всевышнего перед их написанием. Если он «случайно» не освятил мезузу или одно из 10 Имен Всевышнего, что визуально определить невозможно, — вся мезуза некошерна.
Есть некошерные мезузы, которые можно исправить и те, к сожалению, которым ничем нельзя помочь.
Результаты проверок международной инспекции по кошерности свитков Торы, тфилин и мезуз «Мишмерет СТаМ» однозначно показали, что большинство свитков Торы, тфилин и мезуз в мире, к сожалению, некошерны. И это не случайно. Большинство тех, кто их печатает или пишет на бумаге или на пергаменте не учили Алаху. Продавцы им под стать. Дешевизна некошерных мезуз является главным фактором их широкой распростаненности. В одном иерусалимском магазине продавец рассказал мне такой случай: одна американская туристка поинтересовалась, сколько стоит купить мезузу. Продавец ответил «40 долларов». Туристка возразила: но у нас в Америке я могу купить мезузу за 1 доллар! «Но это же рукописная ручная работа» — попытался вразумить ее продавец. «Ручная работа? — удивилась туристка — А у нас я могу купить напечатанную!»
Настоящая, кошерная мезуза — результат нескольких часов кропотливого недешевого ручного труда профессионала, прошедшая у эксперта по проверке (бодэк-СТаМ) обязательную орфографическую проверку слов и скурпулезную графическую проверку каждой из 713 букв. Такую мезузу вам не могут предложить по дешевке.
Всех неприятных моментов можно успешно избежать, если покупать мезузы только у специально подготовленных богобоязненных соферов, которые очень добросовестно изучили все правила и технику письма, и затем практически подтвердили это на экзамене, о чем получили соответствующее свидетельство (смиху). Если вы покупаете мезузу не лично у софера, а в магазине, — даже у очень набожного продавца — поинтересуйтесь, есть ли соответствующий надзор (ашгаха) над мезузами, которые хотят вам продать, — по аналогии с надзором за мясными магазинами.
Те, кто ради легкой наживы продает несведущим людям некошерные мезузы, лишают их возможности исполнения заповеди, приносящей благословение дому и долголетие членам семьи.
Расскажу в заключение об одном непроэкзаменованном на знание Алахи софере, изучившем, как он думал, достаточно законы и ударно взявшимся писать мезузы. Как оказалось, мезузы получились некошерные. О проблеме он узнал только когда продолжил изучение законов. Визуально некошерность его мезуз была бы неопределима. Заказчикам повезло — благодаря тому, что благочестивый софер эти мезузы не стал продавать.
Авраам-Эрш Борщевский, лицензированный софер и эксперт по проверке СТаМ.
Кошерную мезузу можно приобрести в нашем интернет-магазине.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего