Темы: Шулхан Арух, Аризаль, Рош Ашана, Каббала, Храм, Сатан, Тишрей, Хала, Еда, Жертвоприношения, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В иудаизме есть традиция весь год макать хлеб в соль и только в Рош а-Шана — в мёд. Почему так? Объясните, пожалуйста. Спасибо!
Шалом!
Начнем с того, откуда возник обычай макать хлеб в соль.
В Талмуде (Брахот 40а) сказано, что человек не должен произносить благословение на хлеб, пока перед ним не поставят соль или любую другую приправу, соус, еду, которые едят вместе с хлебом. В этом проявляется наше уважение к благословению — когда произносим благословение на хлеб, хлеб должен быть максимально вкусным — сдобренным солью или другой приправой.
Сказанное относится только к грубому хлебу, который ели во времена Талмуда. Но хлеб, испеченный из чистой муки, а тем более хлеб, который едим мы — с солью и прочими добавками, вкусен сам по себе и не нуждается в приправах (Раши и Тосафот там же). Итак, согласно букве закона, наш сегодняшний хлеб нет нужды обмакивать в соль (Шульхан Арух, Орах Хаим 167:5).
И всё же будет правильно оставить соль на столе (примечание Рамо там же). Мудрецы говорят (Менахот 97а), что стол, за которым едят, подобен жертвеннику, а вместе с любой жертвой в Храме приносили соль. Еще одна причина — на совместных трапезах люди долго сидят без дела, ожидая, пока все присутствующие совершат омовение рук (нэтилат ядаим). Напомню: между омовением рук и благословением на хлеб нельзя отвлекаться. Когда евреи сидят, не исполняя заповедей и не обсуждая слова Торы, Сатан (ангел-обвинитель) может возмутиться и потребовать наказания. Соль, оставленная на столе, напоминает о «завете соли» (см. ниже), защищая евреев от нападок Сатана. Так говорит Мидраш.
И хотя Рамо написал только о том, что соль нужно оставить на столе, мне кажется, что, согласно первому объяснению, есть смысл обмакнуть хлеб в соль — как посыпали солью жертвы в Храме. И в книге Шиболей а-Лэкет сказано, что принято сдабривать хлеб именно солью, поскольку стол подобен жертвеннику. И сказано о жертвеннике (Ваикра 2:13): «…при всякой жертве твоей приноси соль». И, действительно, я видел многих людей, которые обмакивали хлеб в соль или посыпали хлеб солью, произнеся благословение, поэтому мне кажется, что существует такой обычай.
Что же касается знатоков тайной Торы, то они говорят, что после благословения хлеб следует трижды обмакнуть в соль. Это приводится от имени Аризаля, см., например, в книге Каф а-Хаим (167:37). Этот обычай связан с гематрией (числовым значением) слова «соль» — мелах (слова мелах и лэхем — «хлеб» — записываются одними и теми же буквами и, соответственно, имеют одинаковое числовое значение), Мерой суда и Мерой милосердия и прочими вещами, хорошо известными тем, кто посвящен в сокровенную мудрость Торы.
В Рош а-Шана хлеб окунают в мед ради «хорошей приметы», чтобы весь следующий год был хорошим и сладким как мед. На праздничной трапезе Рош а-Шана вообще принято есть сладкие вещи и не есть кислые, горькие и соленые (см. об этом Шульхан Арух, Орах Хаим 583). Кстати, существует обычай обмакивать хлеб в мед в течение всех осенних праздников, до Шмини Ацерет и Симхат Тора. И тут тоже каббалисты скажут, что, кроме меда, следует три раза обмакнуть хлеб в соль.
Короткое отступление: мы с Вами рассуждаем здесь о красивом еврейском обычае, но важно помнить, что в иудаизме кроме обычаев существуют еще и основы веры, и заповеди Торы, и постановления мудрецов. То есть, существуют вещи, значимость которых гораздо выше, чем значимость обычаев. Важно не забывать об этом и не придавать слишком большого значения моментам менее важным, забывая о более важных.
В заключение постараемся разобраться, что это за «завет соли» и как он спасает от происков Сатана. В этом нам поможет комментарий Раши к Ваикра 2:13. Стих звучит так: «И всякое приношение твое хлебное соли солью, и не устрани соли завета Б-га твоего от дара твоего; при всякой жертве твоей приноси соль».
Раши напоминает нам слова мудрецов о споре между верхними и нижними водами. Рассказывает мидраш (Берешит Рабба 5:3): когда Всевышний во второй день творения разделил воды на верхние и нижние (см. Берешит 1:7), нижние воды принялись рыдать: «Горе нам, что мы не удостоились подняться вверх, чтобы быть ближе к Создателю!» Набравшись смелости, нижние воды начали подниматься вверх, грозя затопить собой весь мир, пока Б-г не остановил их Своим окриком.
С той поры с нижними водами был заключен договор: верхние воды не смогут петь свою песнь во славу Творца, пока не спросят разрешения у нижних. И нижние воды будут приноситься на жертвенник в виде соли (добываемой из морской воды) и во время возлияния воды на жертвенник в праздник Суккот.
Как же этот союз между нижними водами и Всевышним защищает нас от подстрекательства Сатана? Я видел такое красивое объяснение: как нижние воды стремились быть ближе к Творцу, так и евреи, даже когда сидят без дела, в душе стремятся исполнять волю Творца — и этого достаточно, чтобы защитить их от наказания.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Тишрей — месяц, едва ли не каждый день в котором является праздничным. Именно в этот месяц был сотворен первый человек Адам и освящен иерусалимский Храм.
Рав Яков Гельфман
Или «соль завета»?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Уриэль Сиблигер
Из книги «Хлеб, Огонь и Вода»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Канун Рош аШана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.
Рав Реувен Куклин
Кем работает Сатана?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его