Темы: Испытание, Рамбам, Заповеди, Вера и упование, Десятина, Маасер, Опасность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго дня! Что значит заповедь «не испытывать Его»? Как это может проявляться в нашей жизни? Спасибо.
Шалом!
В Торе сказано: «Не испытывайте Господа, Б-га вашего, как испытывали вы в Массе» (Дварим 6:16). Речь идет о грехе евреев на «водах раздора», где они испытывали Всевышнего, требуя у Него воды, как сказано: «И назвал то место Масса (Испытание) и Мерива (Раздор), из-за ссоры сынов Израиля и потому, что они испытывали Б-га, говоря: Есть ли Б-г среди нас или нет?» (Шмот 17:7). То есть, они хотели проверить, действительно ли Б-г готов сотворить для них чудо и дать им воду в пустыне.
Тора запрещает нам «проверять» Всевышнего или ставить наше исполнение заповедей в зависимость от Его помощи. Речь идет о ситуации, когда человек говорит: «Я буду исполнять заповеди и проверю, станет ли мне от этого лучше в жизни, решатся ли мои проблемы и так далее».
Нужно решить раз и навсегда: я служу Б-гу — и будь, что будет, и не ставить Ему условий. Ведь бывает и так, что с людьми случаются несчастья, хотя они преданно служат Всевышнему… Нужно верить, что всё это имеет основания и делается для нашего блага, а настоящая награда ожидает нас в Мире Будущем. (Безусловно, Б-г помогает тем, кто исполняет Его волю, и награждает их и в этом мире. И, всё же, нельзя делать эту награду условием исполнения заповедей). Ведь, если служение Всевышнему зависит от материального благополучия, то, потеряв его, человек может оставить и само служение. Ясно также, что Б-г не будет каждый раз и каждому человеку «доказывать», что Он награждает тех, кто исполняет Его волю. А жизнь человека, исполняющего заповеди, постепенно чаще всего изменяется к лучшему, надо только запастись терпением.
Тем не менее, из этого правила есть исключение. Сказано в Книге пророка Малахи (3:10): «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Господь Цваот: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?» Иными словами, Б-г разрешает нам проверить Его: отделить десятину и ждать, что Он пошлет нам Свое благословение. Десятина (маасэр) — это десятая часть урожая, которую отдавали левитам — людям, занимающимся на постоянной основе изучением Торы и служением Всевышнему.
Это же разрешение «испытывать» Всевышнего относится, по многим мнениям, и к ситуации, когда человек отделяет десятую часть дохода. Ее принято отдавать сегодня на различные благотворительные цели, например, на поддержку изучающим Тору (Аhават Хесед, глава 18) или даже просто на помощь бедным, см. Шульхан Арух, Йорэ Дэа, 247:4 в примечании Рамо.
Интересно, что Мальбим (в своем комментарии к книге Малахи) полагает: эти слова пророка вовсе не противоречат тому, что сказано в Торе. Поскольку Всевышний Сам обещает нам такую награду и разрешает в данном случае «испытывать» Его, такое «испытание», «проверка» уже не является выражением недоверия к Всевышнему. Наоборот, оно выражает нашу веру Ему.
В любом случае, всегда можно сказать так: «У меня есть один вопрос, в котором мне очень нужна Твоя помощь. Я готов сделать какое-то доброе дело (например, пожертвовать определенную сумму на благотворительность), и, пожалуйста, помоги мне ради этой заслуги решить этот вопрос. Может случиться и так, что Ты не исполнишь мою просьбу. Значит, Ты посчитал, что так будет лучше. Я не буду на Тебя в обиде». Мудрецы называют человека, который так поступает, «настоящим праведником» (см. Псахим 8а; Бава Батра 10 б).
Я написал Вам, как понимают этот запрет многие ришоним (ранние комментаторы Талмуда; такие как Смаг, Смак, автор СеферЙерэим — раби Элиэзер из Меца, Франция, 12 в. — и другие). Однако, согласно мнению Рамбама, здесь речь идет о запрете «испытывать» истинного пророка. Запрещено не доверять ему и не слушаться того, что он говорит от имени Б-га, требуя от него каждый раз всё новых и новых доказательств его пророческого дара (см. Книгу Заповедей, 64-ый запрет, Законы основ Торы 10:5 — см. в конце публикации).
Комментаторы приводят еще одно интересное объяснение, что значит «испытывать Б-га» (см., например, комментарий Радака к книге Шмуэль I 16:2). Согласно этому объяснению, запрещено сознательно подвергать себя опасности, полагаясь на помощь Всевышнего. Иными словами, там, где существует реальная опасность, нельзя полагаться на чудо, а нужно приложить все усилия, чтобы этой опасности избежать. Думаю, что и в таком смысле этот запрет актуален для нашей жизни.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Гади Поллак
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?