Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алаха, Рав Александр Кац, Франция
Раби Ицхак бар Йосеф из Корбеля (Смак; умер в 5040 /1280/ г.) — выдающийся законоучитель, автор книги Сефер мицвот катан.
Ученик, а затем и зять р. Йехиэля из Парижа.
Составил законодательный сборник Амудей гола, больше известный под названием Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей), сокращено Смак — эта аббревиатура стала именем, под которым автор вошел в историю еврейской мысли.
Книга, обращенная к самому широкому кругу читателей, написана простым и доступным языком; в ней кратко изложены законы повседневной жизни еврея. Законодательные статьи искусно обрамлены мидрашами, притчами и этическими наставлениями, призванными побудить читателя к выполнению заповедей.
Сборник разделен на семь разделов так, чтобы в каждый из дней недели читатель мог осваивать по разделу, за неделю завершая изучение всей книги, — а на следующей неделе начинать сызнова. Во многих общинах эту книгу даже включали в состав сидура (молитвенника), чтобы прихожане могли ежедневно изучать ее после молитв.
Книга пользовалась значительной популярностью и многократно переиздавалась. И хотя изначально она была создана в качестве популярного пособия, тем не менее, в последующих поколениях книга воспринималась как авторитетный алахический кодекс — ее неоднократно комментировали и ссылались на нее при установлении закона. Знаменитый законоучитель р. Шимон бар Цемах (Рашбац) писал, что это книга, «на которую можно положиться».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»