Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я одолжил банковские сбережения племяннику, нарушил ли я запрет брать процент?

Темы: Бизнес по-еврейски, Проценты, Ссуда, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Моему племяннику были нужны деньги на покупку квартиры. У меня был закрытый счёт (деньги лежали на сберегательной программе). Я прервал действие сберегательной программы раньше установленного срока, лишившись, таким образом, процентов, снял деньги со счёта и выручил племянника. Естественно, те деньги, которых я лишился, я сказал, чтобы он вернул мне. Один человек мне сказал, что это рибит (предоставление ссуды под процент). Какой рибит? Я же ничего не выиграл. Деньги бы лежали в банке — я бы получил ту же сумму. Да и деньги были бы более гарантированы. Что вы можете об этом сказать?

Л.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Л.!

Определённо по закону Торы это нарушение запрета рибит: еврею запрещено одалживать другому еврею деньги под проценты — давать деньги с условием, чтобы тот вернул больше.

Ваши отношения с банком и Ваши отношения с другим евреем — это две совершенно отдельные сделки. То, что банк даёт проценты, — это отношения банка с Вами, а то, что Вы одалживаете деньги другому еврею под проценты, — это чистый рибит.

В нееврейском банке (где хозяева неевреи) нет запрета получать или давать проценты. В Израиле, как правило, у банка есть этэр иска — документ, меняющий сущность финансовых отношений между клиентом и банком: человек, который кладёт деньги в банк, не просто одалживает банку, но становится партнёром банка в финансовых операциях. Это снимает запрет получения процентов. Иными словами, человек получает свою долю прибыли от бизнеса, в котором он является партнёром.

А Ваши отношения с племянником — совсем другая, автономная «сделка». И еврею нельзя давать деньги другому еврею под процент.

Что же можно сделать в такой ситуации? Если племяннику нужны деньги на бизнес, то можно с ним составить по определённым правилам документ этэр иска, который изменит сущность ваших отношений, превратит их из отношений заимодавца и должника в отношения партнёров. Тогда те деньги, которые племянник вернёт Вам сверх одолженной суммы, — Ваша доля в прибыли.

То же самое — если племянник покупает квартиру. Покупка квартиры очень часто становится хорошим, выгодным вложением, приносящим прибыль. И если вы составите этэр иска, то деньги, которые Вы получите сверх одолженной суммы, — Ваша доля в прибыли.

А если племяннику нужны деньги на свадьбу? Поскольку это не вложение в бизнес, то, по мнению многих раввинов, этэр иска здесь не помогает. В этом случае Вы можете, например, дать ему безвозмездную ссуду, а те деньги, которые Вы теряете — подарок ему на свадьбу.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Тора и бизнес

Материалы по теме

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала

Рав Шауль Вагшал


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его