Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Несмотря на богатый ассортимент пекарен, лучше всего, если халы выпекаются дома самостоятельно. Следует уделить внимание субботнему столу: кроме вкусных блюд, надо позаботиться о праздничной скатерти.

Приготовления к Шабату

 

Среди важных обязанностей, доверенных еврейской женщине — созидательнице дома, приготовление к Шабату и зажигание свечей Шабата.

Нам заповедано оказывать почести Шабату и в соответствии с этим существует многовековая традиция печь специально к Шабату Халы, а не покупать готовые в магазине. Более того, женщина, пекущая Халы, автоматически получает возможность исполнить еще одну Мицву, вверенную именно женщинам, — Афрашат Хала (отделение теста).

Но следует внимательно проследить, чтобы количество теста было достаточным для произнесения Брахи. Минимальное количество муки для этого 2,25 кг (согласно мнению Хазон Иша) или 1,82 и 1,66 кг (согласно другим авторитетам). Если муки меньше указанного количества, но не менее 1,196 кг, Халу отделяют без Брахи. (Детали законов об отделении Халы смотри дальше).

Приготовления к Шабату должны начинаться в пятницу утром как можно раньше, независимо от того, насколько длинен день. Если времени в пятницу недостаточно, как бывает, например, в короткие зимние дни (или когда женщина работает или занята чем-то другим), желательно начать приготовления уже в четверг вечером.

Считается Мицвой пробовать каждое приготовленное к Шабату блюдо, чтобы убедиться, что оно готово и достаточно вкусно. Если женщина немедленно выплевывает пищу, а не глотает ее, она не становится «поевшей мясного» и может есть молочное сразу после этого. Таким же образом пищу, не глотая ее, можно попробовать в Таанит (пост), кроме постов Тиша Беав и Йом Кипур. Если пищу не проглатывают, на нее не произносят никакой Брахи. Если же пищу проглатывают, лучше это делать с намерением получить удовольствие от пробования, чем просто проверить вкус. В противном случае возникает сомнение относительно Брахи.

Мицва помыться или принять ванну перед Шабатом относится как к мужчинам, так и к женщинам, но если остается мало времени, достаточно помыть только руки и лицо, чтобы не идти на риск и не пропустить время зажигания свечей.

Стол должен быть покрыт скатертью и накрыт перед Шабатом и оставаться покрытым скатертью весь Шабат. (Предпочтительнее использовать белую скатерть в память о Манне, которая была белого цвета).

Зажигание свечей перед Шабатом

Привилегия зажигать свечи Шабата, несущие мир и согласие в еврейский дом, предоставлена именно женщинам. Это одна из основных Мицвот и поэтому она должна быть исполнена с величайшей тщательностью и преданностью.

Мы употребляем термин «зажигание свечей», потому что в большинстве домов для исполнения этой Мицвы используются именно свечи. Однако могут быть использованы и многие виды масла, и во многих семьях существует обычай зажигать масляные (предпочтительно оливкового масла) светильники, а иногда и свечи вместе с ними.

Хотя минимальное количество свечей две, многие зажигают больше. Некоторые добавляют по одной свече с появлением нового ребенка. Но когда женщина начинает зажигать дополнительные свечи, желательно, чтобы она специально упомянула, что делает это Бли Недер (не давая обета), иначе их зажигание станет для нее установленной обязанностью. Так же поступают, когда переходят от маленьких свечей к большим.

Женщины, находящиеся не у себя дома, обычно зажигают только две свечи (но если они находятся в доме матери или свекрови, то зажигают обычное для них число свечей).

Женщина, которая по небрежности забыла однажды зажечь свечи перед Шабатом и Йом Товом, должна зажигать одну дополнительную свечу до конца своей жизни.

Женщина (но не мужчина) автоматически становится Meкабель Шабат (принявшей на себя Шабат) с момента зажигания свечей — если даже еще стоит ясный день. Это означает, что она не может делать никакой Мелахи (работы, запрещенной в Шабат) с той минуты, когда зажгла свечи. И в этом причина того, что женщина вначале зажигает огонь, а только потом произносит Браху, вопреки основному правилу, согласно которому Браха предшествует исполнению Мицвы. Ибо, если она произнесет Браху, которая является началом процесса зажигания свечей, тем самым она примет на себя запреты Шабата, и ей нельзя будет зажечь огонь. Поэтому она зажигает свечи сначала, а затем немедленно закрывает глаза и произносит Браху, чтобы не видеть зажженного света до тех пор, пока она не закончит Браху. Это считается эквивалентным произнесению Брахи перед зажиганием. Многие женщины стараются не потушить спичку после зажигания, а кладут ее аккуратно, чтобы она могла догореть сама по себе.

Поскольку не разрешается есть и пить от начала Шабата до Кидуша, женщина не может есть или пить после зажигания свечей. Но если она испытывает сильную жажду, то может попить воды до захода солнца. До захода солнца также разрешается, хотя это и запрещено в сам Шабат, отделить Халу от испеченного теста, если женщина забыла отделить ее перед выпечкой.

То, что хозяйка зажгла свечи, для остальных домочадцев не является началом Шабата и они могут продолжать свои повседневные занятия до времени Кабалат Шабат или — если это событие случается раньше — до того момента, когда община становится Мекабель Шабат в Шуле (синагоге), как это объяснено ниже. Более того, она может попросить кого-нибудь из членов семьи включить или выключить свет или сделать для нее любую работу, уже являющуюся запрещенной для нее.

Но в случае необходимости (например, когда нужно еще сделать приготовления к Твиле) женщина может зажечь свечи, четко поставив условие (вслух или мысленно), что она не станет Мекабель Шабат после зажигания. Но это возможно только в случае необходимости (и при этом следует посоветоваться с компетентным раввином).

Свечи должны быть зажжены не позже чем за 18 минут (самое позднее — за 16 минут) перед Шкийей (заходом солнца). Но во многих домах и общинах обычно зажигают за 20 или 30 минут до захода солнца. (В Иерусалиме принято зажигать свечи за 40 минут до захода солнца.) В любом случае свечи должны быть зажжены перед тем, как Цибур (община) в местном Шуле закончит произнесение Лexa Додu. Если в общине более одного Шула, то женщина ориентируется на тот, который она или ее муж регулярно посещают. Причина в том, что слова «Бои Хала Бои Хала», которыми заканчивается Лexa Доди, и последующий псалом Мизмор Шир Лейом Ашабат означают начало Шабата для всей общины, включая и тех, кто не присутствует в Шуле. Особенно важно помнить об этом в летние месяцы, когда многие общины в пятницу вечером начинают молиться рано.

Как упоминалось раньше, Мицва зажигания свечей Шабата — это одна из Мицвот, порученных в первую очередь и как правило женщинам. Тем не менее, если что-то мешает женщине зажечь свечи или задерживает ее, муж или кто-то другой из членов семьи должны немедленно сделать это за нее. Если она думает, что может не успеть зажечь свечи вовремя, она должна не колеблясь попросить занять ее место, чтобы не рисковать нарушить Шабат слишком поздним зажиганием.

Хотя эта Мицва в первую очередь адресована хозяйке дома, муж может принять участие в ее исполнении, приготовив свечи или фитили, налив масла и т.п.

Если время позволяет, женщина должна переодеться в праздничную одежду перед зажиганием. И также, поскольку для нее Шабат начинается с зажиганием свечей, она должна до зажигания помолиться Минху (если у нее в обычае молиться Минху). Однако, если уже поздно и наступает время зажигания свечей, женщина должна сначала зажечь свечи (даже в повседневной одежде), а потом воеполнить Минху, произнеся Амиду дважды. (В данном случае произносится дважды Амида Маарив Шабат). Согласно некоторым авторитетам, предпочтительнее, чтобы женщина зажгла свечи, поставив условие, что зажигание не делает ее Мекабелъ Шабат, а затем помолилась Минху. (Это условие касается только Минхи и не позволяет ей делать какую-либо Мелаху).

Женщина, зажигающая свечи впервые в жизни, должна, согласно некоторым авторитетам, произнести Шеехийану. Но очень многие не согласны с таким мнением, и Минхаг в большинстве мест соответствует последней точке зрения.

Свечи Шабата зажигают на столе или неподалеку от стола, за котором будут есть, и они должны быть достаточно длинными, чтобы их хватило до конца трапезы. Если вечернюю трапезу устраивают до наступления темноты (как, например, в летние месяцы), то лучше, чтобы свечи горели до наступления темноты.

Сейчас, когда многие дома во время трапезы Шабата освещаются ярким электрическим светом, некоторые современные авторитеты подняли вопрос, можно ли исполнить Мицву, зажигая в такой комнате свечи, поскольку они добавляют (если вообще добавляют) очень мало света. Такие Поским советуют поэтому выключить электрический свет в комнате, а затем включить его Лихвод Шабат (в честь Шабата) непосредственно перед зажиганием свечей. Произнеся Браху, женщина должна иметь в виду, что она хочет исполнить Мицву посредством и электрического света, и света свечей.

Если же в Шабат используется Шаон (реле времени), выключающий свет на ночь, можно использовать более длинные свечи, которые будут гореть и после отключения электричества (чтобы кто-нибудь смог воспользоваться их светом).

Тем, кто ест не дома (а, например, у родителей мужа или жены), следует употреблять достаточно длинные свечи или такое количество масла, чтобы они еще горели, когда хозяева вернутся домой. Или наоборот, жена не уходит из дома пока не наступит темнота, чтобы иметь возможность воспользоваться светом свечей Шабата. Если ни то, ни другое невозможно или непрактично, тогда женщина зажигает свечи там, где она собирается есть.

Несколько женщин, которые едят за одним столом, могут все зажечь свечи на этом столе. Но предпочтительней, чтобы они не использовали один и тот же подсвечник. Если у них отдельные спальни, то они могут зажечь свечи там (чтобы иметь возможность воспользоваться их светом, как объяснено выше). Одна из них, конечно же, должна зажечь свечи в той комнате, где будут есть.

Свечи зажигают на столе или в другом месте, где их намереваются оставить, поскольку их нельзя переносить после зажжения. Так, например, их не зажигают в Сукке с намерением перенести потом в дом (или наоборот). Однако, если женщина по болезни (или по другой причине) не может зажечь свечи на обеденном столе, она может зажечь их на столе или стуле около своей постели, оставить их там ненадолго, а затем их можно перенести на стол для трапезы.

Если женщина забыла сказать Браху, она может ее произнести до захода солнца. Если же она сомневается в этом, то она не должна произносить Браху:

Рекомендуется перед зажиганием дать несколько монет Цдаки. Существует старинная традиция ставить рядом с подсвечниками несколько копилок для этой цели. Время исполнения этой Мицвы особенно благоприятный момент, чтобы молить Всевышнего благословить детьми, которые станут Талмидей Хахамим (Знатоками Торы).Специальная Техина (мольба), произносимая женщинами после зажигания свечей, приведена во многих Сидурах (молитвенниках).

Женщина в больнице или родильном доме, где свечи могут стать источником опасности, может, согласно многим авторитетам, зажечь электрический свет и произнести на него Браху.

Устанавливая свечи, важно убедиться, что маленькие дети не смогут до них дотянуться. Если горящая свеча упала на стол и подожгла, или грозит поджечь скатерть, можно полить вокруг загоревшегося места какой-нибудь жидкостью (вином, соком, чаем и т.п.), но не водой; однако, если свеча упала на пол, на деревянную мебель или пластиковую скатерть, можно использовать и воду.

Также разрешается слегка толкнуть стол, чтобы свечи упали на пол, даже если при этом огонь может погаснуть.

Нет нужды говорить, что если огонь угрожает жизни или есть возможность возникновения ситуации, представляющей такую угрозу, все необходимые шаги (вызов пожарных, тушение огня и т.п.) могут и должны быть предприняты без колебаний. И это соответствует основному принципу, согласно которому даже малейшая угроза жизни — или малейшая возможность спасти жизнь — отменяют все запреты Шабата или Йом Това (так же, как и почти все другие запреты, предписанные нам).

Женщины, имеющие маленьких детей, особенно должны помнить этот принцип, в случае какой-либо болезни или раны, требующих немедленных энергичных действий.

 

С разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»