Как душа может чувствовать боль и мучиться в Аду, если у нее нет нервных окончаний?5 ноября 2019 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом вам, уважаемые мудрецы Торы. Меня давно интересует, как может мучиться и чувствовать боль в аду душа, которая не имеет нервных окончаний? Андрей Юрьевич Читать дальше |
|
Служить Б-гу не на Земле Израиля — это идолопоклонство?20 августа 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом! Извините за беспокойство. Я не знаю, как мне быть. Я запуталась. Не так давно узнала, что в служении Б-гу в галуте (изгнании) есть авода зара — идолопоклонство (я могу неправильно выразить смысл), здесь нельзя или очень трудно приблизиться к Всевышнему. Что нужно бежать из галута, он же Мицраим! Эта информация сбила меня с ног. Меня не пугают трудности, опасности, сложности служения Б-гу в галуте, я боюсь быть там, где мне не нужно быть! Я хочу быть там, где Б-г хочет, чтобы я была. Я хочу исполнить Его Волю, сделать свой Тикун, то, для чего Он послал меня в этот мир. Но из-за всего этого многообразия слов я запуталась, когда одновременно идет информация, что расти духовно и приближаться к Б-гу можно в любой точке мира, а, с другой стороны, что нужно как можно скорее выйти из Мицраима, в том числе духовного. Я не могу понять, что Б-г от меня хочет! Я хочу одного — быть с Ашемом, исполнять Его Волю, а мои личные выгоды, удобства и предпочтения НЕ ВАЖНЫ, это иллюзия, обман. Я мечтаю об Эрец Исраэль, я не люблю галут каждой клеткой своего организма, это чужое, это не дом, это командировка. Меня тянет убежать отсюда. Я не могу понять, что это за стремление — бежать к Б-гу или побег от Б-га?! Когда я точно знаю, что быть тут — это Воля Папы, как бы трудно, больно и тяжело ни было, я терплю, борюсь, все благодаря Ашему, благословенно Имя Его! Но сейчас я не понимаю, что Он от меня хочет. Где мне быть? Пожалуйста, помогите! Это началось за несколько дней до Песаха, это внутренняя война, борьба, и я не могу увидеть, где йецер а-ра, а где Воля Ашема! С глубоким уважением, Михаль Читать дальше |
|
Почему мы начинаем субботу раньше, а заканчиваем позже?9 мая 2019 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом, простите мой глупый вопрос, но почему исход субботы несколько позже начала? С чем это связано? Читать дальше |
|
Почему суть Творца — добро, а, например, не опыт или справедливость?17 февраля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! У меня такой вопрос. Во многих источниках сказано, что суть Творца — добро. А его цель — дать добро другим. Из чего следует такое заключение, что Его суть — именно добро? Не многообразие опыта, не справедливость, а именно добро? Спасибо. Лев Читать дальше |
|
В чем суть жертвоприношений?15 февраля 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что помимо молитв, основная задача Храма состояла в жертвоприношениях. Мне непонятна эта идея, зачем Всевышнему жертвы — кровь и мясо животных?! Молитва — это обращение к Создателю, установление связи с Ним, но жертвы… непонятно! Большое спасибо, Ариэль Читать дальше |
|
Как легче запомнить, когда Новомесячье один день, а когда — два?5 февраля 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как легче запомнить, в каком месяце один день или два дня Рош Ходеш (Новомесячье)? Анна Читать дальше |
|
Почему так много названий у заповедей?1 февраля 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский В чём отличия хукким, мишпатим, мицвот друг от друга? (Казалось бы, можно было бы «обобщить», сказав «мицвот», но Тора упорно повторяет вновь и вновь: хукким, мишпатим, мицвот). А. Читать дальше |
|
Если доказательств реальности Творца нет, значит, иудаизм — тоже слепая вера?7 ноября 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Иудаизм утверждает: то, что Б-г существует, нужно в первую очередь знать. Тогда как уже у нескольких раввинов прочел, что доказательств реальности Творца нет, да это и не нужно. Б-г — вне всех наших систем восприятия. «Недоказуемость» Б-га нужна для свободы выбора человека. Скажите, пожалуйста, о каком «бездоказательном» знании идет речь? Не получается ли в итоге, что иудаизм — это тоже слепая вера? Сергей Читать дальше |
|
Что такое честь?2 июля 2018 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Есть ли в иудаизме понятие чести? В каких источниках? Вопрос раву Б. Зильберу. Карина, Бейтар, Израиль Читать дальше |
|
Обещания надо выполнять?20 июня 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый Рав! Помогите разобраться в следующем вопросе. Вроде бы, всё понятно: обещания надо выполнять. Что-то читал в Танахе по этому поводу, где-то в книге Мишлей это написано. Имеются, правда, жизненные обстоятельства, непреодолимые, когда невозможно в силу последних их (обещания) выполнить. Видимо, поэтому евреи часто говорят «бли недер» («без обета», т. е. «постараюсь сделать, но не обещаю»). Но вот когда речь идёт о том, что человек может исполнить обещание, но намеренно его не исполняет, это ведь вызывает раздражение. Больше того, человек может разочароваться в ближнем, который постоянно на словах обещает, но в реальной жизни так и не исполняет своих обещаний. Я спрашивал, почему так происходит. Почему такое поведение людей вызывает раздражение и разочарование? Мне сказали, что человек, который обещает и намеренно не выполняет обещания, обманывает своего ближнего. Ведь неисполненное обещание (не имеющее оправдывающих жизненных обстоятельств) — это, по сути, ложь и вызывает раздражение, даже агрессию и — бывает — разочарование. Подскажите, пожалуйста, если брать сам Танах: имеются ли там истории, показывающие, как тот, кто не исполняет своих обещаний, вызывает разочарование и даже гнев у окружающих? Ведь, я так понимаю, евреи обещали исполнить Тору, однако в какой-то момент не стали исполнять обещание, либо, видимо, плохо исполняли, и Всевышний привел на них нашествие Навуходоносора. Это если в «масштабном формате» смотреть: невыполнение мицвот (заповедей), как я понимаю, приводит к гневу Всевышнего. А вот если мы смотрим на это в «локальном формате», как это у людей? Имеются ли в Танахе соответствующие истории? Или, может быть, история Талмуда показывает нам, как невыполненное обещание приводит к весьма негативным последствиям для людей? Вообще, еврейские мудрецы проводили параллель между невыполненным обещанием и ложью? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Cпросится ли с евреев из России в том мире?10 декабря 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Недавно я слышал, что с евреев из России не спросится в том мире за прошлую жизнь. Мне объяснили, что мы находимся в положении ребенка, захваченного в плен неевреями, и поэтому не знаем, к чему обязывает еврейство. Если это так, то стоит ли вообще начинать что-то делать? Аарон Р. Нетания, Израиль Читать дальше |
|
Как узнать, что человек действительно раскаялся?15 сентября 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шавуа тов, уважаемые Рабаним. Мы всё время говорим о тшуве. Как это можно объяснить? Что значит вообще тшува, и как узнать, что человек действительно её сделал? М. Читать дальше |
|
Можно ли высчитывать дату прихода Машиаха?2 августа 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бен-Цион! В статье о Мальбиме читаем: Мальбим… пришёл к выводу, что конечное избавление еврейского народа должно произойти в конце седьмого столетия шестого тысячелетия (по еврейскому летосчислению). На вопрос, почему он занялся подобными расчётами вопреки суровому предостережению Талмуда (Санхедрин 97 б), Мальбим ответил следующей остроумной притчей: «Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: “Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: “Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!”. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: “Скажи мне, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Я остолбенел: ведь это был тот самый “глупый вопрос”, который отец запретил задавать. “Глупыш, — сказал мне отец, — когда мы только выехали из нашего города, впереди оставалось много недель пути. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот же вопрос стал очень своевременным и уместным”.» «Так и здесь, — пояснил Мальбим, — в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: “Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?”. Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13). Все ли согласны с этим мнением? Уже уместно вычислять точный срок конечного избавления? Заранее спасибо за ответ, Михаил, Иерусалим. Читать дальше |
|
Что такое воскрешение из мертвых?26 июня 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Расскажите, пожалуйста, про воскрешение из мертвых. О чем именно идет речь, в чем суть и смысл этого явления? Когда и с кем оно должно произойти? Известны ли примеры подобного воскрешения в прошлом? Большое спасибо! Александр Читать дальше |
|
Что такое бейт-мидраш?21 апреля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Хотелось бы больше узнать о понятии Бейт мидраш (Дом учения), заранее спасибо. Виктор Читать дальше |
|
Вода с пеплом — что за процедура?17 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский В недельной главе Ки Тиса сказано примерно следующее: что после совершения греха золотого тельца евреи должны были пить воду, в которой был пепел от идола. Почему? Спасибо! Михаль, Лейпциг Читать дальше |
|
Можно ли есть и принимать лекарства 9 ава?14 августа 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как нужно себя вести, что можно делать и нельзя, что можно одевать, и что делать, если человек болен и ему нужно пить лекарства в пост 9 ава? Должна ли женщина присутствовать в синагоге на пост 9 ава, и, если у неё не получится, как лучше вести себя дома? Является ли пост 9 ава Шаббатом? Альбина Евдаева, Бруклин Читать дальше |
|
Можете ли Вы доказать, что «Будущий мир» на самом деле существует?16 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. То, что мир создан Творцом — в этом нет сомнений. Опираясь на разум и логику, можно понять и доказать о Вечном, Совершенном и о Простом. И то, что соблюдение заповедей направляет человека к совершенству, т. е. уподобляют его свойства свойствам Всевышнего, и тем самым человек не разрушает мир. Но я никак не могу понять, что же такое «Будущий мир»? И существует ли он на самом деле, или это утверждение используют для того, чтобы человек, нарушивший заповедь, боялся туда не попасть? Мне почему-то мало верится, что есть после смерти будущий мир. Если человек жив, он поддерживает свой разум и память для того, чтобы быть максимально приближенным к Творцу. Не дай Б-г, человек попал в аварию, или еще какая-то беда, из-за которой человек лишился разума, или, еще хуже, он умер, некому получать и некому отдавать, и некому поддерживать разум и память, и тем самым нет подобия Ашему. Или, может быть, есть внешняя память за пределами человека, в которой эти свойства накапливаются, и после смерти они остаются, и тем самым человек приобретает «Будущий мир», как бы сохраняет себя. Логически это можно понять о «Будущем мире»? Или я должен это принимать на веру выше разума? С уважением, Михаил — Украина. Читать дальше |
|
Почему было именно 10 казней египетских?27 марта 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Рабби, скажите, почему было именно10 казней в Египте? Что означает это число? Читать дальше |
|
Зачем Б-г сотворил этот мир?18 марта 2015 года, отвечает Рав Моше Пантелят Мой вопрос может показаться странным и адресованным не по адресу, но, тем не менее, я задам его… Зачем Б-г сотворил этот мир, какова цель всего этого? Читать дальше |
|
По кому читают Изкор?1 октября 2014 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Можно ли читать молитву Йизкор по отношению к другим предкам (дед, бабка и т.д.), то есть не по отношению к своим усопшим родителям? Сергей, Москва Читать дальше |
|
Кто нас встретит на небесах?23 июля 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый раввин! Есть ли в Торе упоминание о том кто нас встретит на небесах? Встретят ли нас там наши родственники? И помогают ли умершие предки нам при жизни? Читать дальше |
|
Почему бы не раздеться, когда жарко?13 июня 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Я учусь в ешиве. Ко мне недавно приехал брат. Первый его вопрос был: «А почему в такую жару ты не ходишь по дому в шортах, как я?». Откровенно говоря, я не знал, что ему ответить… Читать дальше |
|
Как зовут Б-га?12 июня 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как зовут Бога в иудаизме??? П., Россия Читать дальше |
|
Праздновали ли древние евреи свои дни рождения?7 июня 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Хочется узнать, праздновали ли древние евреи свои дни рождения? Спасибо, К., Россия Читать дальше |
|
Грех один, а жертвоприношения разные?11 марта 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Поясните, пожалуйста, в чём принципиальная разница жертвы ХАТАТ и жертвы АШАМ. Согласно переводу и пояснениям рава И. Зильбера, первая — это жертва за неумышленный грех, вторая — жертва повинности. Неясно, в чём заключается разница, когда человек согрешает и он приносит хатат, а в другом случае ашам. Ведь и то грех, и то грех. В первом случае человек виновен, и во втором случае виновен. А жертвы приносятся разные (разные названия, разные предписания относительно жертвы и действий). Заранее благодарность. Ярослав, Киев Читать дальше |
|
До какого состояния необходимо напиться в Пурим?19 февраля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Я слышал, что в Пурим необходимо напиться до такого состояния, что человек не различит между «Барух Мордехай» (Благословен Мордехай) и «Арур Аман» (Проклят Аман). Правда ли это? Как понять эту странную, на первый взгляд, заповедь? Р., Иерусалим Читать дальше |
|
Что такое любовь в глазах еврейских мудрецов?10 февраля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Мое почтение Вам! Хотел задать Вам вопрос, который меня давно тревожит: Что такое любовь в глазах еврейских мудрецов? С уважением, Виктор Читать дальше |
|
Авраам пытался подработать торговлей собственной жены?26 октября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! Не сочтите меня антисемитом, но некоторые вопросы требуют прояснения от людей, исповедующих иудаизм и Тору. Покорнейше прошу Вас дать свои комментарии оценке отрывков приведенных ниже, а так же поправить выводы, следующие из этих отрывков, если такое требуется. Сразу оговорюсь, что цитирую Тору не с вашего ресурса, и перевод ее детально отличается, но общий смысл одинаков с текстом, приведенным у вас на сайте. 1. Глава Брейшит 12 Лех леха: (10) И был голод в той стране, и сошел Аврам в Египет пожить там… (11) И было, когда близко подошел он к Египту, сказал он Сарай, жене своей: «Я ведь знаю, что ты женщина красивая. (13) Скажи же, что ты мне сестра, чтобы мне хорошо было ради тебя и чтобы душа моя жива была благодаря тебе». Главный смысл очевиден — Муж пытается подработать торговлей собственной жены, чтобы ему «было хорошо». 2. (15)…взята была эта женщина в дом фараона. (16) А Авраму оказал он добро ради нее, и достались ему овцы, скот, ослы, рабы, рабыни, ослицы и верблюды. Обратите внимание на очередность перечисления. Ведь в святых книгах — все имеет глубокий смысл. Итак — «овцы, скот, ослы, рабы, рабыни, ослицы и верблюды». Меня смущает, что это все было принято, включая рабов. Но прежде следует СКОТ, а потом живые люди… от большего к меньшему… Далее читаем: (17) И поразил Бог фараона и дом его большими язвами по поводу Сарай, жены Аврама. (18) И призвал фараон Аврама, и сказал: «Что это ты сделал мне? Почему ты не сказал мне, что она жена твоя? (19) Почему сказал ты она моя сестра, так что я взял было ее себе в жены? Теперь же вот жена твоя, возьми и уходи!». Обман Аврамом египтян — поступок явно безнравственный. Однако ни тени сожаления и раскаяния тут нет. 3. Далее читаем в главе Брейшит 16 Лех леха: (6.1) А Сарай, жена Аврама, не рожала ему, а у нее рабыня египтянка, по имени Гагар. (2) И сказала Сарай Авраму: «Меня вот Бог лишил плодородия (очевидно, в результате венерических болезней — ред.); войди же к рабыне моей, может быть будет у меня потомство благодаря ей». И согласился Аврам с Сарай. (3) И взяла Сарай, жена Аврама, служанку свою, египтянку Гагар… и дала ее Авраму, мужу своему, в жены. Теперь ситуация меняется, уже жена «кладет» мужа с чужой женщиной. Я не буду далее цитировать эти примеры, ибо их много. Для меня важен ваш ответ и оценка моим выводам. Если же выводы мои ошибочны, и интерпретировать все стоит по-другому, то возникает вопрос «Зачем же в священной Торе написано именно так, что на ум приходят только эти однозначные выводы, которые сделал я?». Читать дальше |
|
Как евреи понимают грех?21 сентября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Мир вам. Мне хотелось бы узнать еврейское понимание греха, а так же последствий греха. Спасибо. Читать дальше |
|
Как относиться к женской красоте?6 сентября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, уважаемый рав. Пожалуйста, объясните, как трактовать эту выдержку из Торы с тем, что евреи не имеют права смешиваться с идолопоклонниками. …заранее спасибо. Лейб Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Г-сподь, Б-г твой, предаст (каждого) в руку твою, и возьмешь у него пленника, И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жену, То приведи ее в дом свой, и пусть обреет она голову свою и обрежет ногти свои, И пусть снимет с себя свое платье пленения, и пусть сидит в доме твоем и оплакивает отца своего и мать свою месяц времени; затем войдешь ты к ней и станешь мужем ее, и она будет твоею женою. (Дворим 21) Читать дальше |
|
Что такое бар-мицва?21 августа 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Что такое бар-мицва? Сергей, Москва Читать дальше |
|
Что говорит иудаизм о привидениях?14 августа 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Существуют ли привидения/призраки (по иудаизму)? Сергей, Москва Читать дальше |
|
Я натолкнулся на ошибки мудрецов Талмуда…9 августа 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, уважаемый раввин! Занимаясь изучением Иудаизма в Интернете, я натолкнулся на величайшие ошибки древних мудрецов Талмуда об окружающем мире. Также кажется, что различные мнения заимствованы от других народов. Начну по порядку: 1. Существовало мнение, что мыши не размножаются (Сифра, Шмини 5; Хул. 127а), на нём основывалась галахическая дискуссия по вопросу о нечистоте «мыши, которая наполовину — плоть, а наполовину — земля» (Хул. 9:6). 2. Упоминание о животном «саламандра», которое зарождается в огне, непрерывно горящем в течение нескольких лет (Хаг. 27а). 3. В Галахе упоминается некое существо адней ха-саде, чей труп, подобно трупу человека, передаёт нечистоту (см. Чистота и нечистота ритуальные; Сифра, Шмини 6; Кил. 8:5). 4. Агада, в которой говорится, что Бог изменяет Свой мир каждые семь лет, упоминает несколько видов животных, приходящих на смену друг другу (ТИ., Шаб. 1:3, 3 б). Подобных мест в Талмуде много. С нетерпением жду Ваших пояснений по этим фактам, и как относиться к подобным местам в Талмуде. С уважением, Д. Читать дальше |
|
Связано ли сжигание красной коровы с приходом Машиаха?29 июня 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Связано ли сжигание красной коровы с приходом Машиаха? Возможно ли сжигание красной коровы и получение мэй хатат («воды очистительной») до прихода Машиаха? Какое использование есть или будет у красной коровы? Спасибо, в этом году в отстроенном Иерусалиме! N. Читать дальше |
|
Что говорит иудаизм о подсознании?26 июня 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Что сказано в наших книгах о подсознании? Насколько оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении? В. Читать дальше |
|
Чёрный перец и паприка — кошерны на Песах?5 апреля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Считается ли китниёт чёрный перец и паприка? М., Израиль Читать дальше |
|
Учить, чтобы всё забыть?16 декабря 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, благодарю за еще один хороший ответ, спасибо, они мне очень помогают. Я знаю, что человека в утробе матери ангел обучает всей Торе и приходит момент, когда ангел ударяет его по губам и он все забывает (естественно, я понимаю, что это аллегория), но вот у меня по этому поводу возникло два вопроса. Первый: каков смысл того обучения, если все равно человек все забывает и начинает все учить заново? Второй: А Адама тоже при его формировании ангел бил по рту, чтобы он все забыл? Заранее благодарен за ответ. М. Читать дальше |
|
Сон можно украсть?23 ноября 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Что такое гезэль шена? И откуда это учится? Заранее спасибо. С уважением, Е. Читать дальше |
|
Почему Лавану так много места уделяется в Торе?14 ноября 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин |