Темы: Рав Реувен Куклин, Тора и наука, Природа, Талмуд, Агада, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый раввин! Занимаясь изучением Иудаизма в Интернете, я натолкнулся на величайшие ошибки древних мудрецов Талмуда об окружающем мире. Также кажется, что различные мнения заимствованы от других народов. Начну по порядку:
1. Существовало мнение, что мыши не размножаются (Сифра, Шмини 5; Хул. 127а), на нём основывалась галахическая дискуссия по вопросу о нечистоте «мыши, которая наполовину — плоть, а наполовину — земля» (Хул. 9:6).
2. Упоминание о животном «саламандра», которое зарождается в огне, непрерывно горящем в течение нескольких лет (Хаг. 27а).
3. В Галахе упоминается некое существо адней ха-саде, чей труп, подобно трупу человека, передаёт нечистоту (см. Чистота и нечистота ритуальные; Сифра, Шмини 6; Кил. 8:5).
4. Агада, в которой говорится, что Бог изменяет Свой мир каждые семь лет, упоминает несколько видов животных, приходящих на смену друг другу (ТИ., Шаб. 1:3, 3 б).
Подобных мест в Талмуде много. С нетерпением жду Ваших пояснений по этим фактам, и как относиться к подобным местам в Талмуде. С уважением, Д.
Уважаемый Д.!
Прежде всего, нам следует знать, что всё, сказанное нашими мудрецами, — традиция, передававшаяся из уст в уста от Моше Рабейну. Здесь нет «фольклора», и возможность заимствования у народов мира исключена.
Приведём несколько аргументов в пользу сказанного:
1. Устная Тора — не наследие единиц. Это наследие всего Израиля, т.к. каждый еврей обязан учить Тору. Удивительно: мы видим, что слова мудрецов одинаковы в различных книгах мудрецов, написанных в различном стиле, в разные периоды, в местах, географически удалённых друг от друга. Они передаются с величайшей точностью.
2. Любое высказывание, приводимое кем-либо из мудрецов, подвергается мудрецами тщательной проверке. Мы видим: во многих случаях в Талмуде несколько листов посвящается тщательному разбору и обсуждению одного высказывания. Всё это — чтобы проверить истинность высказывания.
3. Сама традиция содержит суровые предупреждения мудрецам — остерегаться забыть выученное, вновь учить и повторять изученное многократно. В частности, сказано (Хагиа 9 б): то, что ученик слышал от своего рава, даже сто раз недостаточно повторить. И в Пиркей Авот (3, 8) сказано: «Каждый, кто забывает что-либо из изученного, уподобляется Торой тому, кому положена смертная казнь». Ясно, что после подобных предостережений точность передачи Традиции будет максимальной.
А если слова мудрецов действительно принадлежат Традиции, полученной Моше на Синае от Всевышнего, то то, что они непонятны нам, является нашей проблемой, проблемой ограниченности нашей способности к постижению.
Приведу пример для «наглядности». Профессор философии Оксфордского университета решил (как это произошло, никто не знает, однако сердцу не прикажешь) жениться на девушке из дикого африканского племени. Прошла свадьба, через некоторое время после свадьбы приходит молодая жена к раввину и жалуется на свою судьбу: «На субботней трапезе мой муж каждый раз говорит длинную речь, и я ничего не понимаю, совершенно ничего». Улыбка озаряет лицо раввина. «Что? Уважаемый раввин, вам недостаточно того, что я так страдаю, вы ещё и смеётесь надо мной?» «Нет, — говорит раввин. — Не Ваши страдания причина моей улыбки. Я просто очень рад слышать, что в будние дни вы как-то контактируете и понимаете друг друга. Мне тяжело понять, как вообще в чём-то может быть взаимопонимание между профессором философии и женщиной из дикого африканского племени».
После этого вступления постраюсь написать несколько слов относительно темы, которая Вас тревожит — научные исследования, которые «противоречат» словам мудрецов.
Нам следует не забывать, что научное исследование осуществляется людьми, поэтому оно не может быть свободно от ошибок; хорошо известно о многочисленных ошибках, допущенных в разное время исследователями. Бывало и так: учёные смеялись над «антинаучными» высказываниями мудрецов, а затем новейшие исследования подтверждали правоту мудрецов.
Приведу пример, один из многих:
Сказали мудрецы (Хулин 42а, в соответствии с этим выведен закон в Шулхан Арухе, Йорэ Дэа 41а): если у скотины осталось от печени хотя бы определная величина (два объёма кэ-зайт), печень может восстановиться до первоначальных размеров, поэтому угрозы для жизни скотины не существует. Многие поколения учёных смеялись над этим утверждением. Но около двадцати лет назад истинность его была подтверждена новейшим исследованием.
К Вашему вопросу о мышах. Прежде всего, следует знать, что речь идёт не обо всех мышах, а об одном их виде. Существование такого вида — чудо, однако нам известны настолько удивительные виды животных и растений, что если бы мы не встречали их в природе, то никогда бы не поверили в их существование. Можно привести в пример хищные растения, такие, как росянка, жирянка, росолист. Или рыбу-торпеду (электрического ската), которая парализует свою добычу электрическим разрядом в несколько десятков вольт — таково напряжение между органами передней и задней части этой рыбы.
То, что такие мыши до сих пор не обнаружены, не доказывает, что их не существует. Возможно, они существуют и ещё будут «открыты», а, может быть, этот вид уже исчез.
Рамбам в своём комментарии на Мишну (Хулин 9, 6) пишет об этих мышах, что это — дело известное и очень многие говорили ему, что видели их; далее он пишет, что существование подобных животных — чудо, объяснить которое невозможно.
Аднэй а-садэ, о котором Вы спрашиваете, — существо, находящееся на «промежуточной ступени» между человеком и обезьяной (Талмуд в трактате Снагедрин (109а) утверждает, что обезьяна произошла от человека!). Возможно, это «снежный человек». Его существование вполне представимо.
Кроме того, важно помнить, что слова мудрецов в Агаде сказаны в форме «загадки». Сказал Царь Шломо (Соломон): «Чтобы понять притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (Мишлей 1, 6). Объясняет Виленский Гаон: Письменная Тора названа «притчей», потому что притча понятна, хотя говорит о вещах, далёких от нашего понимания. Так, простой смысл Письменной Торы понятен, хотя в её слова облечены вещи, очень далёкие от нашего понимания. А агадот мудрецов названы «загадками», потому что они не понятны даже на «простом» уровне. Как загадка: пока не найдёшь ответ, не поймёшь и саму загадку.
Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луццато) пишет, что мудрецы придали агадот форму загадок, т.к. они содержат тайную информацию. Мудрецы не хотели, чтобы она стала доступна каждому. Поэтому записали их, чтобы не были утрачены, но в такой форме, чтобы понять их смог только тот, кому переданы ключи, т.е. правила, в соответствии с которыми следует понимать эти тексты. Для того же, кто не знает этих правил, агадот — «книга запечатанная», как если бы они вообще не были записаны. Ключи же к пониманию агадот переданы ученикам мудрецов, на которых можно было положиться, что они также передадут их только тем, кто достоин. Так эти правила передавались из поколения в поколение. И мудрецы предупредили и предостерегли всех, что слова мудрецов — «загадки их» — требуют специального изучения, что всякий, кто попробует понять их смысл без ключей, потерпит неудачу.
В заключение приведём слова Маараля из Праги об агадот мудрецов (в книге Беэр а-Гола 6, 1): «Мудрецы говорят не о природных причинах явлений, потому что это дело малое, больше подходящее для тех, кто изучает природу, или для врачей, но не для мудрецов Торы. Они говорили о причинах природных явлений (т.е. о духовных причинах этих явлений). И тот, кто это отрицает, отрицает веру и Тору». Но мудрецы облекли эти высокие понятия в слова, которые известны нам и которые обозначают явления природного мира, это то, что нам даёт место ошибиться и подумать, что мудрецы говорили о «физической» стороне природных явлений.
На нашем сайте есть серия уроков по книге Маараля Беер аГола, которая обучает нас, как правильно понимать слова мудрецов. Очень советую Вам послушать эти уроки.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Тора и наука
Обзор по теме Агада — часть Устной Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Меир Мучник
Это не претензия к Небесам, не дай Б-г…
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Резюме книги
Рав Замир Коэн
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?