Темы: Ад, Суббота, Душа, Наслаждения, Будущий мир, Духовность, Жизнь, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом вам, уважаемые мудрецы Торы. Меня давно интересует, как может мучиться и чувствовать боль в аду душа, которая не имеет нервных окончаний? Андрей Юрьевич
Здравствуйте, Андрей Юрьевич!
Спасибо за интересный вопрос. Говорят наши мудрецы, благословенной памяти: «Огонь — это одна шестидесятая Ада». То есть Ад «жжет» намного сильнее известного нам огня (комментаторы отмечают, что слова «одна шестидесятая» не следует понимать буквально; имеется в виду, что наш огонь даёт некое отдаленное представление об Аде).
На первый взгляд это непонятно: душа — это духовная, то есть нематериальная сущность. И, соответственно, Ад — понятие духовное. И, если так, то о каком адском огне и связанных с ним страданиях может идти речь? Ответ: важно отметить, что наш язык состоит из слов, обозначающих, главным образом, реалии мира материального. Поэтому само собой разумеется, что, если мы захотим описать реалии духовные, — столкнемся с проблемой. Язык не предназначен для этого.
Решение: употреблять слова, обозначающие реалии материального мира, понимая, что это только аллегории, которые призваны дать нам некоторое представление о духовной реальности. Так, если нам говорят, что в аду есть огонь и душа страдает от него, то следует понимать: речь идёт о сильнейших духовных страданиях. Так как в материальном мире страдания, причиняемые огнем, огромны.
Немного иначе объясняет это раби Элияу-Элиэзер Деслер: «…из-за того, что человек, состоящий из тела и души, не может воспринять своей мыслью страдания души, отделенной от тела, нам объяснили аллегорически, а именно: что в Аду душе на самом деле больно, в несколько раз больнее, чем телу при сожжении, и душа испытывает огромные страдания… И это ужасно — страдание от утраты духовности». Далее он пишет о том, что человек особенно эффективно воспринимает именно образы.
Возможно, эти объяснения не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Кроме того, чтобы нам было легче воспринять идею духовных страданий, отмечу, что и в нашем материальном мире боль не всегда связана с нервными окончаниями. Так, человеку бывает больно от какой-либо утраты. Или даже, сочувствуя чьей-то физической боли, человек испытывает боль духовную.
Вспомним советскую классику: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО за бесцельно прожитые годы». Кстати, возможно, это и есть мучения Ада: когда душе открывается истина и она понимает, что жизнь прошла впустую, но исправить уже ничего невозможно.
Закончим на оптимистической ноте. Ведь Ад в любом случае — только на какое-то время, а потом душа удостоится вечной жизни в Грядущем мире. И сказали наши мудрецы, что один час наслаждения в Грядущем мире больше всех удовольствий этого мира. Тут тоже идёт речь о блаженстве духовном. И тут тоже можно найти — в нашем мире — примеры удовольствий, не связанных со зрительными, слуховыми, вкусовыми и т.п. рецепторами.
Кстати, здесь напрашивается интересное замечание: удовольствия, которые принято считать духовными, такие, как удовольствие от музыки, живописи и т.п., на самом деле не на сто процентов духовные, ведь в восприятии произведений этих искусств участвуют нервные окончания. Чисто духовное наслаждение человек испытывает, например, помогая ближнему или постигая какую-то интересную идею. Так, царь Давид в Тэилим, воспевая Тору, говорит, что она слаще меда.
Ещё один хороший пример — это наслаждение субботой. Я не имею сейчас в виду субботние трапезы. Высказывание наших мудрецов об Аде, приведенное выше, имеет продолжение: «Суббота — это одна шестидесятая Грядущего мира». Действительно, евреи, по-настоящему соблюдающие субботу, свидетельствуют о блаженстве, которое невозможно описать словами, так как оно не связано с материальными ощущениями.
Возьмём же на вооружение образы, приведенные нашими мудрецами, чтобы они помогали нам избегать греха и выполнять заповеди.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Берл Набутовский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Яков Шуб
Почему мы любим смотреть на огонь?
Рав Бенцион Зильбер
Что делают в день памяти — йорцайт?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Яков Шуб
Я слышала, что иногда можно принимать субботу раньше
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Когда их зажигать?