Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Праздновали ли древние евреи свои дни рождения?

Темы: Мудрецы, Рав Реувен Куклин, День рождения

Отложить Отложено

Хочется узнать, праздновали ли древние евреи свои дни рождения? Спасибо, К., Россия

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый К.!

Большинство мудрецов Израиля не праздновали день рождения. В Торе только о фараоне сказано, что он устроил праздник в этот день: «И было, на третий день, день рождения Паро, сделал он пир для всех рабов своих…» (недельная глава Вайешев, Бэрейшит 40, 20). Можно предположить, что торжество в день рождения устраивать не следует: что праздновать? Ведь человек ещё на год приблизился к своему концу. В этот день, скорее, надо было бы устраивать что-то вроде «маленьких похорон», чтобы напомнить человеку о том, что его ждёт в конце. Один из великих раввинов прошлого века, Адрет (рав Элиягу-Давид Рабинович Тэомим) пишет в своей книге Нэфеш Давид: «Я очень сердился на тех, кто приходил поздравить меня с днём рождения и порадовать в этот день; всегда учил, что в Торе своему дню рождения радовался только фараон».

Однако если человек намерен устроить в день своего рождения трапезу благодарности Всевышнему за то, что Он дал ему жизнь, — в этом нет ничего дурного. Один из великих сефардских галахистов, Бен Иш Хай, пишет: «Некоторые каждый год устраивают трапезу в день своего рождения, и это добрый знак. И так поступают в нашем доме. И я слышал, что в некоторых местах устраивают трапезу каждый год в тот день, когда человек был введён в союз праотца нашего Авраама, и это прекрасный обычай, представляется мне очень похвальным, но в нашем доме так не делали».

В Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана 3, 8) сказано, что в день рождения человека его созвездие (под которым он родился) усиливается. В соответствии с этим сказал Рав Хаим Каневский (книга Дэрэх аСиха, недельной главе Вайешев, и см. книгу Гам ани одэка 81), что если человеку предстоит операция и есть возможность провести её в день его рождения, следует воспользоваться такой возможностью, потому что в это время созвездие человека усиливается.

Ещё передают от имени рава Элиягу Лупиана, что в день рождения человека его молитва бывает услышана (рав Элиягу ссылается в этом случае на мнение каббалистов).

Большинство мудрецов Израиля, как мы упомянули, не отмечали свой день рождения, но часть мудрецов соблюдала в этот день особые обычаи.

Так, например, Хатам Софер обычно завершал в этот день изучение Пятикнижия со своими учениками (Минhагэй Хатам Софер 7, 14).

А рав Хаим Фалажи пишет (в своей книге От лэ-Хаим 555), что хорошо в этот день давать цдаку (пожертвования, милостыню).

Ктав Софер пишет (Респонсы Ктав Софера, Йорэ Дэа 148), что в свой пятидесятый день рождения завершил изучение талмудического трактата, выступил с толкованиями Торы и при стечении народа произнёс благодарность Всевышнему за то, что Он дал ему дожить до этого возраста. Сын его пишет (в предисловии к комментарию Ктав Софера к Торе), что отец каждый год в день своего рождения завершал изучение талмудического трактата.

А в шестидесятый день рождения особенно важно устроить трапезу, т.к. сказано в трактате Моэд Катан (28а): «Рав Йосеф, когда исполнилось ему шестьдесят лет, устроил трапезу для мудрецов и сказал: “Избежал я карета”». (Карет — «отсечение души», наказание от руки Небес, которое полагается за некоторые преступления. Это наказание, в частности, состоит в том, что человек умирает, не дожив до шестидесяти лет).

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Как справлять еврейский день рождения?

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его