Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Что такое бейт-мидраш?

Темы: Ешива, Изучение Торы, Рав Натан Агрес, Бейт мидраш

Отложить Отложено

Хотелось бы больше узнать о понятии Бейт мидраш (Дом учения), заранее спасибо. Виктор

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Виктор, спасибо, что обратились к нам!

Бейт мидраш (буквально «дом учения») — место, специально предназначенное для постоянного изучения Торы.

Заповедь изучения Торы

Изучение Торы является одной из самых важных и центральных заповедей иудаизма, равноценной по своей значимости всем остальным вместе взятым![1]

Обязанность учить Тору относится к каждому еврею, вне зависимости от его финансового и семейного положения, состояния здоровья и других факторов[2]. Конечно же, требования предъявляются по возможностям: с кого больше, а с кого меньше, но в принципе любое свободное от работы и других житейских дел время должно быть посвящено учёбе. Также очень важно чтобы само время учёбы было постоянным[3] и непоколебимым[4], тогда это засчитывается человеку, как будто он учит Тору целый день, что является высочайшим из достижений.

Однако основными «обитателями» дома учения являются профессиональные знатоки Торы — талмидей хахамим, посвящающие учебе большую часть своего времени и практически всю свою жизнь! Именно они — истинные хранители вечного огня Торы, свет которого неустанно озаряет нелёгкий путь еврейского народа сквозь тьму изгнания и туман всевозможных испытаний. Главы каждого поколения и тысячи их учеников трепетно оберегают Тору от забвения и различных фальсификаций, а также занимаются поиском адекватных ответов на вопросы и вызовы времени, будучи твёрдо уверены, что бездонный колодец мудрости Торы содержит в себе ответы на любые вопросы и дилеммы.

Бейт мидраш — центр еврейской жизни

Бейт мидраш по праву можно назвать центром еврейской жизни. Подобно атомному реактору, поставляющему энергию всей округе и обеспечивающему функционирование всех жизненно необходимых систем, дух Торы, раскрывающийся в домах учения, оживляет еврейские души и придаёт им силы продолжать свой особенный путь на сцене мировой истории.

Подобно Иерусалимскому Храму, в котором пребывало присутствие Творца, озаряющее мир духовным светом, голос Торы, не затихающий в домах учения, громким эхом напоминает евреям об их особом предназначении и призвании — полноценно служить Творцу!

Исторический опыт явно показывает — там, где не было постоянных домов учения и ешив, пламя иудаизма постепенно затухало, пока не угасало совсем… А в местах, где заботились о существовании домов учения, еврейская жизнь процветала и била ключом!

Святость Бейт мидраша подобна святости Храма

Сравнение дома учения с Храмом было упомянуто неслучайно. Именно так называет его пророк Йехезкель, говоря о положении народа в диаспоре (11:16): «Так сказал Г-сподь Всесильный: хотя и отдалил Я их [евреев] среди народов, и хотя рассеял Я их по странам, буду Я им малым Храмом в тех странах, куда пришли они» — это синагоги и дома учения Торы[5], в которых обитает присутствие Творца даже во время изгнания[6].

Б-жественное присутствие, освящающее Храм, в определенной мере раскрывается также в местах молитвы и изучения Торы. До такой степени, что заповедь трепетать перед Храмом (а именно — перед Творцом, чье величие пребывает в нём) распространяется и на них[7]. Особая святость синагог и домов учения порождает целый ряд практических законов поведения, касающихся каждого, кто входит в их врата, общим мотивом которых является обязанность всячески почитать эти места и вести себя там крайне достойно и смиренно (подробнее об этих законах см. ниже).

Дома учения до дарования Торы

Интересно, что само понятие «Бейт мидраш» как место, предназначенное для углублённого постижения мудрости, мы встречаем ещё задолго до дарования Торы!

Устная Тора[8] сообщает нам о домах учения Шема (сына Ноаха, прошедшего через всемирный потоп[9]), и его правнука — Эвера[10], продолжившего и расширившего учение великого прадеда.

Но что именно изучали в этих заведениях?

Обширные знания о духовном строении миров и об их правильной эксплуатации на пользу душе и телу были получены этими праведниками по устному преданию еще от первого человека Адама, который, в свою очередь, получил их от самого Создателя посредством пророческого постижения. Кроме этого, сами Шем и Эвер тоже были пророками.

Именно в этих первых домах учения учились наши праотцы — Авраам, Ицхак и Яаков, которые также являлись прямыми потомками Шема и Эвера. Впоследствии праотцы основали свои собственные дома учения, в которых идеи монотеизма и другие основы веры и служения распространялись среди широких масс.

Неслучайно из всех многочисленных потомков Шема (Сима) понятие антисемитизма относится в основном к еврейскому народу, продолжившему его духовное служение, а также само название народа — евреи (иври — עברי) — происходит от Эвера[11].

Известно также, что перед переселением в Египет Яаков заранее послал своего сына Йеуду, чтобы тот основал там дом учения. Именно в этом Яаков видел саму основу существования еврейского народа в условиях изгнания[12]. И действительно, на протяжении долгих лет египетского рабства колено Леви, которое не было порабощено, продолжало постоянно изучать Тору, полученную от Яакова. Левиты выступали в роле духовных наставников народа. Духовное наследие отцов сплотило народ в единое целое и помогло сохранить индивидуальность и не раствориться среди египтян. Кроме того, это учение укрепляло веру народа в конечное избавление.

Состояние народа в египетском рабстве явилось своего рода прототипом будущего, когда в условиях диаспоры и гонений свет Торы, изучаемой в домах учения, будет вечно хранить народ Всевышнего.

Древние дома учения

Теперь несколько слов о домах учения древности — в период Мишны и Талмуда.

Первые поколения, начиная от Моше, как правило, учились стоя, а не сидя[13], поскольку учить Тору следует в трепете и смирении перед Творцом, но когда увеличились слабость и болезни (незадолго до разрушения Второго Храма), разрешили учиться сидя.

Во времена Мишны было принято, что в Бейт мидраш пускали далеко не каждого, а только тех учеников, кто обладал истинной богобоязненностью, и чьё стремление к учебе исходило из чистых порывов. В дверях дома учения стоял особый сторож, в задачу которого входило контролировать этот порядок.

Несмотря не преимущества этого подхода, были в нём и недостатки, ведь в изучении Торы и служении вообще действует правило: «От корыстных намерений приходит к бескорыстным», поэтому, заведомо отталкивая того, чьи изначальные порывы не были достаточно чисты, мудрецы теряли множество потенциальных учеников, способных постепенно измениться. Во времена рабби Элазара бен Азарии (период после разрушения Второго Храма) старый порядок был отменён, и вход в дом учения стал доступен каждому. В тот же день в Бейт мидраше добавились сотни новых скамей![14]

Ученики сидели полукругом, так, чтобы каждый мог видеть лицо учителя, сидевшего перед ними[15]. Когда учеников было много, таких рядов было несколько: первых ряды были предназначены для более знающих и важных учеников, а дальние — для менее опытных[16].

Краткие законы поведения в Бейт мидраше[17]

Особая молитва до и после учебы

Рабби Нехунья сын а-Кана произносил короткую молитву, когда входил и выходил из дома учения. Спросили его: «О чём ты молишься?". Сказал им: “При входе я прошу не ошибиться в понимании и в вынесении закона, а при выходе — благодарю Всевышнего за свою долю — за то, что удостоился учить Тору!”[18].

Со временем обычай рабби Нехунии стал общепринятым и превратился почти что в закон[19]. Талмуд приводит точную формулу этих молитв, а в современных изданиях Гемары они печатаются на титульном листе каждого тома.

Легкомысленное поведение

В доме учения запрещены любые проявления легкомыслия (калут рош), как то: праздный смех, насмешки и пустые разговоры. Даже разговоры о важных и необходимых делах (таких как работа, купля-продажа и т. п.) запрещены[20], и тем более нельзя заниматься там какой-нибудь будничной работой или ремеслом. А во время молитвы и учебы запрещены любые разговоры вообще.

Там не ведут деловых расчетов, если они не связаны с выполнением заповедей, как, например, подсчеты денег на милостыню или для выкупа пленных и т. п[21].

В доме учения не кричат и не повышают голос, даже если необходимо кого-то позвать[22], и только в разгар самой учёбы можно высказываться громко, как это принято в ешивах и колелях, поскольку это часть самой учёбы[23].

Нельзя находиться в доме учения с непокрытой головой (без кипы или другого головного убора)[24]. Следует ходить там в размеренном темпе, а не бегом, поскольку это неуважительно[25].

Еда, питьё и сон

Не едят и не пьют в доме учения (за исключением трапезы, связанной с исполнением заповеди), но разрешается немного подремать там[26]. Однако это не касается постоянных учеников, находящихся там все время; им разрешено есть и пить, а также спать даже обычным ночным сном, чтобы лишний раз не отрываться от учебы[27].

Не заходить по будничным нуждам

Нельзя заходить в Бейт мидраш по своим нуждам — укрыться от жары, холода или дождя, или ради праздной прогулки и времяпрепровождения.

Даже когда необходимо позвать кого-то, кто находится внутри, или взять оттуда какую-то вещь, нельзя зайти просто так, поскольку это выглядит как вход по будничным нуждам, а следует сначала прочесть какой-то стих из Торы или проучить что-нибудь короткое, или, в крайнем случае, просто посидеть несколько секунд (поскольку само нахождение там — это мицва) и только потом позвать товарища или взять то, что необходимо[28].

Нельзя укорачивать путь (капендерия) через Бейт мидраш, но если нет другой возможности, по крайней мере, следует прочесть стих из Торы или немного посидеть там[29].

Нельзя входить туда с оголённым ножом и другими видами оружия[30], но если они спрятаны так, что не видны снаружи, — можно[31].

Содержать в достойном виде

Нужно следить за тем, чтобы содержать Бейт мидраш в достойном виде, подметать и мыть там пол и т. п. Перед тем как войти внутрь, необходимо вытереть обувь, а также проследить, чтобы на самом входящем и на его одежде не было грязи[32].

В доме учения не целуют маленьких детей, поскольку там не подобает выказывать никакой иной любви, кроме любви к Всевышнему.[33]

Особая важность изучения Торы детьми

Особое место занимает изучение Торы маленькими детьми, которых принято называть аббревиатурой ташбар (тинокот шель бейт рабан), буквально: дети, занимающиеся Торой. Тора детей, чьи души не запятнаны никакими грехами, имеет огромную силу и влияние, до такой степени, что мудрецы говорят: “На чём стоит мир — на дыхании уст[34] младенцев, изучающих Тору!”[35]. Поэтому и дома учения детей (называемые хедер или талмуд-Тора) имеют особую святость[36].

А в кабалистической книге “Зоар” (гл. Лех Леха, 32а) приводится, что великий мудрец рабби Шимон бар Йохай специально заходил в дома учения детей, чтобы узреть Шхину — Б-жественное присутствие, поскольку именно там находится стан Шхины[37].

Помимо постоянной учебы в будние дни, по субботам дети учатся каждый со своим отцом, этот обычай называется "авот у-ваним» — «отцы и дети».

С уважением, Натан Агрес


[1] Трактат Пеа, 1:1, Рамбам, Законы изучения Торы, 1, комментарий Виленского Гаона к трактату Пеа там.

[2] Рамбам, Законы изучения Торы, гл.1.

[3] Шулхан Арух, Орах Хаим, 155:1.

[4] За исключением явного ущерба имуществу и тем более здоровью, но ради достижения прибыли отменять это время не разрешается, а следует положиться на Всевышнего, который может дать ему эту прибыль и в другое время (Мишна Брура там, 4-5).

[5] В прежние времена молитва и учёба проводились в отдельных местах, но сегодня каждый Бейт мидраш служит также местом для постоянных молитв, и, наоборот, в большинстве синагог проводятся постоянные уроки Торы и индивидуальное изучение.

[6] Трактат Мегила, 29а; см. также «Торат Коаним» на Ваикра, 26:31, Иерусалимский Талмуд, Брахот, 5:1.

[7] Трактат Брахот, 6б, книга «Йереим», гл. 409.

[8] Берешит Раба, 63:7, 95:2; «Таргум Йерушалми» на Берешит, 22:19.

[9] См. книгу Берешит, начало гл. Ноах.

[10] См. Берешит, 10:24.

[11] См. Cфорно на Берешит, 10:21.

[12] См. Раши на Берешит, 46:28.

[13] Однако в некоторых случаях разрешалось сидеть, как, например, для того, чтобы лучше сосредоточиться на сложной теме. А по мнению Рамбама (Законы изучения Торы, 4:2), это правило касалось только учеников, а не учителя, которому и раньше разрешалось преподавать сидя.

[14] Трактат Брахот, 28а.

[15] Рамбам, Законы изучения Торы, 4:9.

[16] Речь не идет об обучении детей, где, наоборот, следует обратить внимание на слабых и начинающих, а об учёбе взрослых, где имеет место уважение к Торе тех, кто достиг в ней больших высот.

[17] Всё, сказанное здесь о доме учения, верно и по отношению к синагоге за некоторыми исключениями (см. ниже).

[18] Трактат Брахот, 28б.

[19] См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 110:8.

[20] И только для постоянных учащихся, проводящих в доме учения большую часть своего времени, есть послабление, разрешающее говорить на насущные темы, если невозможно отложить этот разговор на потом, чтобы лишний раз не прерывать учебу («Диршу» от имени рава Й. Ш. Эльяшива, зацаль).

[21] См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 151:1 и Мишна Брура там.

[22] «Решит Хохма», Шаар а-Иръа 15:45, «Пеле Йоэц» (эрех Бейт а-Кнесет).

[23] Книга «Бейт Йеуда», 3:7.

[24] Шулхан Арух, 151:6.

[25] Мишна Брура, 90:41.

[26] Это послабление не относится к синагоге. Но тому, кто находится там для учебы или для исполнения другой заповеди, или для охраны синагоги и т. п., спать разрешается.

[27] См. Шулхан Арух, 151:1,3,4 с Мишна Брура.

[28] См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 151:1 и Мишна Брура там.

[29] Шулхан Арух, 151:5 и Биур Алаха.

[30] Поскольку молитва и Тора призваны удлинить жизнь, а назначение оружия — ее укорачивать (Мишна Брура там).

[31] Конечно же, если существует какая-то реальная опасность для жизни или имущества или же нет никакой возможности оставить оружие снаружи, вносить его разрешается («Ор ле-Цийон», часть 2, гл. 45, респонс 59).

[32] Шулхан Арух, там же, 151:8.

[33] Шулхан Арух, 98:1.

[34] Не сказано «слова Торы», а именно «дыхание уст», на иврите "hевель пиэм", поскольку зачастую маленькие дети не понимают того, что говорят, и даже коверкают слова, и, тем не менее, их Тора кристальной чистоты, любима и важна перед Всевышним даже больше, чем Тора взрослых, и именно она поддерживает мир! («Тора Тмима» на Коэлет, 9:22).

[35] Трактат Шабат, 119б.

[36] А-Мабит, часть 2, 171; «Хесед ле-Алафим» (151:4).

[37] Приводится в книге «Кав а-Яшар», гл. 72.

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше