Почему суть Творца — добро, а, например, не опыт или справедливость?17 февраля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! У меня такой вопрос. Во многих источниках сказано, что суть Творца — добро. А его цель — дать добро другим. Из чего следует такое заключение, что Его суть — именно добро? Не многообразие опыта, не справедливость, а именно добро? Спасибо. Лев Читать дальше |
|
В будущем с развитием технологий нас ждет война роботов против людей?22 января 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Сейчас модно говорить о том, что в будущем с развитием технологий нас ждет война роботов против людей. Что роботы, мол, станут продвинутыми настолько, что рано или поздно «осознают себя», а потом и идентифицируют человека как угрозу себе. Скажите, с точки зрения иудаизма возможно, вообще, чтобы роботы получили сознание, чтобы у них была подлинная свобода воли, как у человека? Или это все сказки из отдела фантастики? И еще: нет ли в иудаизме какого-то намека на то, что в истории мира будет момент, когда человек создаст робота и между ними возможен будет конфликт? Я так понимаю, что, если это действительно могло бы быть, то иудаизм об этом где-то бы намекнул, как о важном будущем событии, так? N. Читать дальше |
|
Мы, женщины, часто переживаем за своих близких. Имеют ли смысл наши переживания?11 декабря 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины! Уверена, что вы владеете знаниями, доступными далеко не каждому. Мы, женщины, часто переживаем за своих близких. Скажите, имеют ли смысл наши переживания? Стоит ли переживать? N. Читать дальше |
|
Как Б-г мог в седьмой день пребывать в гармонии с миром, если первые люди нарушили гармонию грехом?16 октября 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Мой вопрос. Если Б-г на седьмой день отдыхал при сотворении мира в первой истории о сотворении человека, то во второй истории о сотворении человека говорится о грехопадении и изгнании из рая. Как Б-г мог в седьмой день пребывать в гармонии с миром, если мировая гармония была нарушена грехопадением первых людей? Моше Читать дальше |
|
Выбор человека — только в том, чтобы принимать власть Всевышнего или противиться Ему?14 июня 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, глубокоуважаемые мудрецы! Вопрос состоит из двух частей: Как я поняла, человек играет свою роль, расписанную от рождения до смерти, и его выбор состоит только в том, что он может принимать происходящее как власть Всевышнего или противиться Ему. Тогда человеку не нужно ничего предпринимать от себя, ведь даже кажущееся его желанием стремление выполнить волю Творца, благословен Он, тоже не его, а входит в сценарий, ведь так? У меня руки опускаются теперь, если честно. И вторая часть: почему страдают животные, ведь согрешил человек, это часть проклятия Земли? Если Творец это Добро, то почему Он допускает и принимает страдания в таком объеме, просто огромном, со стороны нечеловеческой части творения? Спасибо большое, если найдете время ответить мне. Екатерина Читать дальше |
|
Почему прародительницы Машиаха относились к числу женщин, связь с которыми запрещена?14 мая 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. Уважаемый Рав, скажите, пожалуйста, как объяснить то, что прародительницы Машиаха — Тамар, Рут и Бат-Шева — относились к числу женщин, связь с которыми запрещена? Нельзя ли было замыслу ГаШема осуществиться иначе? А также: зачем об этом упоминается в ТаНаХе? Элия Читать дальше |
|
Чем добро отличается от милосердия?26 апреля 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Доброе время суток. Помогите, пожалуйста, разобраться, какое Тора дает определение терминам «ДОБРЫЙ человек» и «МИЛОСЕРДНЫЙ человек», в чем между ними разница? Если меня спросит ребенок: «Папа, что такое добро и милосердие, и в чем их различие?», то определения, даже для себя, у меня нет. Примеры этих проявлений в жизни вижу и делаю, но сформулировать… Отсюда делаю вывод, что я не знаю! Прошу, помогите найти определения Торы по этим терминам. С огромным уважением к Вам и Вашему труду, Алексей Читать дальше |
|
Почему Творец допустил магию в нашем мире?6 марта 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Вопрос мой таков: почему Творец допустил магию в нашем мире? Тем более, что этим можно навредить другому человеку. Роман Читать дальше |
|
Откуда в человечестве столько зла и жестокости, если Всевышний создал человека по Своему образу?9 января 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемые раввины. Если Всевышний создал человека по образу и подобию своему, так откуда столько зла и жестокости проявилось у человечества уже на самых ранних стадиях его развития? Огромное спасибо. Юрий Читать дальше |
|
Б-г создал человека сразу с совестью?21 июня 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Скажите, Бог создал человека сразу с совестью, с врождённым чувством правильного и неправильного? Игорь Читать дальше |
|
Обязаны ли мы быть благодарными преступникам, сделавшим нам добро?31 января 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, ув. рав. Объясните, пожалуйста, есть ли обязанность «акарат атов» (благодарности, признания сделанного нам добра) по отношению к грешникам, преступникам, злодеям и пр., если когда-то они совершили по отношению к нам что-то хорошее? И если да, то должны ли мы об этом помнить постоянно и всегда быть благодарными? Или только после того, как они получат по заслугам за свои преступления? И есть ли по Торе обязанность «акарат ара» («признания зла»)? Заранее благодарю. Орит Читать дальше |
|
Я юрист. Защищаю клиентов, которые действительно заслуживают наказания. Боюсь за свою душу...31 мая 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! С недавних пор я занялся частной юридической практикой. По образованию я финансист, но сложились такие обстоятельства, что я зарекомендовал себя как хорошего юриста. Я работаю в сфере уголовного права, делаю на заказ процессуальные документы. Не скрою, делаю их лучше адвокатов моих клиентов, за это и получаю гонорар. Но меня стал волновать один вопрос. Он не мучает меня, и это тоже волнует. Мои клиенты заслуживают наказания, которое им вменяют, хотя и сторона обвинения не праведна до конца. Это коррупционеры, мошенники, нечестные предприниматели и даже убийцы по неосторожности. Я не искал себе оправданий, а просто делал дело, так как выбора работы нет, а расходы растут. Но я задумываюсь о будущем. Я молод, не создал семью, могу выбрать другие дороги. Последний человек, у которого я мог попросить совета, давно умер. Я боюсь за свою душу и за возможное наказание за эти мои дела. Что мне делать? Я полагаюсь на вашу мудрость в этом вопросе. С уважением, N. Читать дальше |
|
Зачем созданы аномально злые люди, сеющие зло?10 мая 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Раввин! Все мы знаем, что помимо средних людей, нормальных людей, праведных людей и т.д. есть люди не просто грешники, а аномально морально неустойчивые с искаженным восприятием мира, аномально злые, таящие ненависть ко всему окружению, вечно таящие обиду на весь мир и сеющие зло. Вопрос: для чего создаются такие люди? Татьяна Читать дальше |
|
Надо произносить благословения на дурную и добрую весть. Но ведь мы оцениваем вести субъективно!27 октября 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемый Раввин! У меня возник следующий вопрос относительно благословения на добрую и плохую весть. Все, что с нами происходит в жизни, — происходит по воле Творца, и любые события, происходящие с нами, являются частью Б-жественного замысла и мудро вплетены в общую структуру мироздания. В свете этого наши сегодняшние суждения о плохой или хорошей новости представляются субъективными, поскольку мы не всегда знаем, проявляется ли в них Мера суда или Мера милосердия Вс-вышнего. Можно привести множество примеров того, как человек воспринимает новость как плохую, а уже через некоторое время понимает, что то, что случилось, — к добру, и наоборот. Мой вопрос в следующем: почему мы произносим браху (благословение) в соответствии с нашей субъективной оценкой новости как хорошей или плохой, а не одну браху на любую новость (например, благодарение за то, что Творец дает нам знак или направляет нас)? Заранее благодарен Вам за помощь. С уважением, Юрий Читать дальше |
|
А зачем вообще надо отличать добро от зла? Достаточно жить по заповедям!29 июля 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом, уважаемый Раввин! Скажите, пожалуйста, а зачем вообще надо различать между добром и злом?! Я имею в виду, ведь достаточно жить по заповедям (дабы, так сказать, жить по законам Б-га) и всё! Зачем же надо думать над тем, что есть хорошо и почему это хорошо и что есть плохо и почему это плохо?! Александр Читать дальше |
|
Почему Рамбам использует частный случай для доказательства милости законов Торы?10 октября 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом квод ха-рабаним. Особое огромное Спасибо Раву Бенциону Зильберу, что он уделил свое время на «У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен…». К сожалению, я не смог сформулировать вопрос достаточно точно, и я попытаюсь уточнить его по возможности. Может быть, для понимания вопроса приведу пример: один врач-хирург принимает пациентов, это врач, которому нет равных, никто не знаком с его методиками и не в состоянии понять их. К нему приходят пациенты с проблемами, некоторым он наносит мазь, они говорят об улучшении, улыбаются и с радостью уходят. Других же пациентов он завозит в операционную, оттуда слышны крики боли, льется кровь, и затем врач выходит, а пациент больше не возвращается, никто с ним не разговаривает, он исчезает. И вот мы спрашиваем совета: пойти ли нам к этому врачу? На что советчик дает ответ: конечно, видно же — он хороший врач, у всех, кому он наносит мазь, боль проходит. Вопрос: правильно ли так говорить, ведь мы не знаем, что происходит с прооперированными пациентами? И как раз с точки зрения логики и видимого у нас есть причины для волнений и сомнений. Таким образом, я не смог понять слова Рамбама на тему «некама» (месть). Процитирую снова: «Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире». То есть он берет частный случай, когда это так, но… Я привел другой пример. Я подозревал, что это только мой ограниченный ум не видит здесь ни ШАЛОМ, ни ХЕСЕД, ни РАХАМИМ (ни милосердия, ни благодеяния, ни спокойствия), а РАМБАМ и квод ха-рабаним видят, и хотел объяснения. Если же речь идет о слепой вере, что так оно есть на самом деле, то непонятно, насколько корректно брать подходящий случай, чтобы указать что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире? Огромное Спасибо за ответ. Надеюсь, я смог прояснить свой вопрос. Зеев Читать дальше |
|
Талмуд запрещает делать людям добро, если оно не будет оценено?4 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Помогите понять. Раши говорит о том, что Вс-вышний не посылал дождь на землю, поскольку не был создан Адам, способный оценить добро, приносимое дождями (и что не было смысла посылать дожди созданию, понимающему добро дождей, но отказывающемуся попросить о них). Из этих слов Раши Маараль учит, что нельзя делать добро человеку, который не понимает и не может оценить этого добра (что ему делают добро). И я в недоумении: неужели я должен всегда пытаться определить, поймут моё добро или нет? И, если вижу, что по достоинству моё добро не оценят или понимают моё добро, но не благодарят, то Маараль запрещает мне его делать (?). Однако знаю, что Вс-вышний делает нам добро (и делает постоянно), хотя мы это добро очень часто не видим, не понимаем, не можем оценить и поблагодарить. И даже, когда мы понимаем добро, но остаёмся неблагодарными (!). Разве не должны мы уподобляться Вс-вышнему в делании добра, вне зависимости от того, поймут, оценят, поблагодарят или нет? С уважением, М. Читать дальше |
|
Когда наркоман в ломках кончает жизнь самоубийством, это хорошо?6 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! Часто читаю, что ЗЛО — это скрытое ДОБРО. Понимаю, что на человека действует зло для того, чтобы он сделал выбор в сторону исполнения воли Всевышнего, а злое движение своего разума и сердца отверг. Что, отвергая зло, человек очищается от его влияния, а с терпением перенося злые обстоятельства своей жизни, человек искупает свои грехи, а праведники — и грехи предыдущих поколений. Однако, читая в Берейшит: «Если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение, — ты же властвуй над ним!» (Берейшит 4,7), понимаю, что если человек НЕ ДЕЛАЕТ ДОБРО — это ГРЕХ. Но как тогда ГРЕХ, который есть зло, может быть СКРЫТЫМ ДОБРОМ? Есть ли СКРЫТОЕ ДОБРО в САМОУБИЙСТВЕ? Когда, например, у человека в аварии по вине водителя камаза погибла вся семья? Допустим, что для погибших это добро, но если человек, страдая о потере близких, лишил жизни водителя камаза и самого себя, то КАКОЕ СКРЫТОЕ ДОБРО в его САМОУБИЙСТВЕ; или когда наркоман в ломках кончает жизнь самоубийством, или когда умирает маньяк, который не остановился во зле? Основной ВОПРОС: если испытание злом НЕ ПРИВЕЛО человека к духовному росту, но, напротив — к большему падению, то как это зло назвать для него скрытым добром? И почему при всемирном потопе зло не явилось для тех людей скрытым добром? Неужели и ГРЕХ Адама можно назвать СКРЫТЫМ ДОБРОМ? Поясните, пожалуйста, с уважением, Михаил Читать дальше |
|
Я испытываю боль всего человечества. Как с этим жить?22 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Вопрос, который, вероятно, останется без ответа… Целью творения было воздать от Блага Творца другим. Чем же оправданы безмерные человеческие страдания на протяжении всей истории человечества? Если Истина дана только нам, то к чему такая истина, которая может принести счастье только тысячам, тогда как миллионы и миллиарды в большинстве своём блуждают во мраке и неведении, в страданиях, без Истины? Когда человек страдает и испытывает невыносимую боль, то ему не объяснишь, что боль это только «на время». Боль необходимо прекратить, чтобы человек перестал страдать. Когда я испытываю боль всего человечества, то не могу одновременно испытывать блаженство. Как с этим жить? Спасибо, Евгений Читать дальше |
|
Дерево — источник знания?19 сентября 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. В Торе написано «от дерева познания добра и зла не ешь». Что за источник познания добра и зла? В изучении Торы, мое мнение, познается добро и зло. Как быть? Ильдус Читать дальше |
|
Как можно быстро отличить добро от зла?19 января 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый Рав! Я думаю, что в жизни надо стремиться к добру и удаляться от зла. Идти к своим целям дорогою добра, а не зла. Но в круговерти ежедневных поступков, дел, решений зачастую не хватает времени или понимания оценить, каким будет твой поступок — добрым или злым. Вопрос: есть ли какой-нибудь простой и быстрый способ или алгоритм, чтобы за несколько минут оценить ситуацию и понять — как в данном случае пойти дорогою добра (как бы красиво и высоко это ни звучало). Как можно быстро отличить добро от зла? С уважением, Олег Читать дальше |
|
Кто создал зло?2 июня 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Если Б-г абсолютное добро, то кто создал зло? Э. Читать дальше |
|
О кровопролитии в Бомбее8 декабря 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как могло быть, что заложники в Бомбее погибли, выполняя мицву? Инна, Йерухам Читать дальше |
|
Откуда в мире так много зла?1 июня 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, храни вас Б-г! У меня такой вопрос: «Когда же придёт Мессия, в мире стало так много зла, откуда всё это?» Заранее спасибо за ответ!!! Денис Читать дальше |
|
Свобода выбора противоречит власти Б-га?20 мая 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если у человека свобода выбора, человек выбирает, что ему делать, что покупать, и всё построено на свободе выбора, то где тут управление Б-гом? Как понять, что Творец всем управляет? Заранее благодарен, Лев Читать дальше |
|
Почему одни грешат, а другие умирают?15 апреля 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бен-Цион Зильбер, |
|
Как могло случиться, что мальчики в ешиве были убиты при изучении Торы?7 апреля 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Считается ведь, что изучение Торы - это лучшая защита. А мальчики в ешиве были убиты прямо при изучении Торы!!!! Как это согласуется??!! Lea Читать дальше |
|
Зачем нужен Сатан?3 апреля 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Творец создал всё живое, в том числе и змея, т.е. дьявола, провокатора. Р. Читать дальше |
|
Откуда в мире Зло?19 сентября 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Откуда в мире зло? Зачем? Если автор зла Тот, кто создал и всё остальное, то так ли плохо зло? Если зло создал кто-то другой, то кто ещё может что-то создавать!? М., Москва Читать дальше |
|
Откуда произошли Зло и Сатана?6 июня 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Раввин. Скажите, откуда произошло зло и сатана? Заранее благодарен, |
|
Как совместить Любовь Б-га и миллионы замученных евреев?19 марта 2006 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый раввин! Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: как совместить любовь Всевышнего к людям, к избранному народу и 6 миллионов замученных евреев, 2 миллиона умирающих ежегодно от AIDS, 10 миллионов умирающих от недоедания ежегодно? Й. С., Германия Читать дальше |