Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если не я для себя, то кто для меня? Если я только для себя, то что я? Если не теперь, то когда же?»Пиркей Авот 1, 14

А зачем вообще надо отличать добро от зла? Достаточно жить по заповедям!

Темы: Мудрость, Изучение Торы, Добро и Зло, Самосовершенствование, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Раввин! Скажите, пожалуйста, а зачем вообще надо различать между добром и злом?! Я имею в виду, ведь достаточно жить по заповедям (дабы, так сказать, жить по законам Б-га) и всё! Зачем же надо думать над тем, что есть хорошо и почему это хорошо и что есть плохо и почему это плохо?! Александр

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Александр,

Если я правильно понял, Вы спрашиваете, существует ли необходимость размышлять о сути различных явлений в мире — хороши они или плохи. А также о том, как мы с этими явлениями «соотносимся», и, если как-то с ними взаимодействуем, — то хорошо это или не очень. Возможно, достаточно просто выполнять заповеди Всевышнего, которые регулируют наше поведение в тех или иных ситуациях в жизни…

Но есть области, в которых нам предоставлена возможность самостоятельно решать, как поступить. Не стараясь понять суть вещей: что есть хорошо, а что — плохо, не стараясь вникнуть в глубочайшую мудрость нашей Традиции, мы рискуем принять неверное решение. Например, человек старается скопить богатство, чтобы обеспечить себе достойную старость. Это хорошо или плохо? Разумеется, речь идет о человеке, который даёт цдаку, отделяет десятину, и т.д. — ведь в Вашем примере говорится о тех, кто живёт по заповедям Б-га. Тора не даёт конкретного указания, как поступать с оставшимися деньгами, это — «на личное усмотрение». Но царь Шломо[1] сообщает нам, что «есть богатство, хранимое хозяину во зло…». Наши мудрецы[2] поясняют, почему такое богатство названо злом. Ведь если оно каким-то образом пропадёт при жизни человека — до конца жизни он будет переживать и страдать из-за этого, ведь для накопления было приложено столько усилий! А если при жизни хозяина с богатством ничего не случится — как он уйдёт из этого мира с «пустыми руками», без тех добрых дел, которые мог совершить, вместо того, чтобы прилагать усилия к накоплению богатства и его сохранению?![3]

Кроме того, наши мудрецы много говорят о том, что человеку следует углублять своё понимание Торы и заповедей Творца, а не выполнять заповеди автоматически, как сказано в книге пророка Йешай и[4] «…благоговение их предо Мною — заученная заповедь людей».

Есть и еще одна причина. Рамхаль (раби Моше-Хаим Луццатто) в своей книге Дерех а-Шем[5] объясняет, что из всех существующих возможностей самосовершенствования и приближения к Всевышнему одна — самая возвышенная. Это изучение Торы. И изучение Торы воздействует на человека так, что он приобретает частички славы и совершенства[6] Самого Всевышнего.

Далее, в той же главе, Рамхаль поясняет: есть несколько уровней изучения Торы и воздействия этого изучения. Как было сказано, изучая Тору, человек получает частичку величия и совершенства Самого Творца. И не похож тот, кто понимает лишь слова, составляющие Тору, на того, кто глубоко понимает смысл написанного. А тот, кто понимает смысл, — на того, кто смог еще более углубиться в понимании. Как видите, для того, чтобы добиться более высокого уровня воздействия Торы и духовного совершенства, следует углублять понимание Торы, понимание различных явлений в мире и понимание того, как соблюдение законов Торы воздействует на мир.

Напоминаю, что на нашем сайте существует раздел Учёба, где можно изучать Тору, углублять свое понимание — как с индивидуальным преподавателем через Скайп, так и на Вебинарах, и не только…

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Коэлет, 5:12.

[2] См., например, Таалумот Хохма.

[3] Разумеется, речь не идет о том, что человеку в принципе не следует быть богатым. Вовсе нет. Имеется в виду лишь ситуация, когда человек прилагает к достижению богатства слишком большие усилия вместо того, чтобы изучать Тору, выполнять заповеди на достойном уровне и прилагать усилия к достижению духовного совершенства.

[4] 29:13.

[5] 4-я часть, 2-я глава.

[6] Перевод согласно комментарию Ор а-Дерех.

Читайте: тема Добро и Зло

Материалы по теме


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше