Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Провидение, Народы мира, Ешива Мир, Йехезкель Ляйтнер, Спасение жизни, Литва, Советский Союз
Побег из России в невероятных условиях, наперекор непредвиденным обстоятельствам был полон чудес. Теперь самое время рассказать историю о том, как возникло убежище, спасшее евреев.
Выездные визы из Советского Союза выдавались только в конкретные страны. В мрачные годы нацистских гонений никто не хотел принимать у себя бездомных еврейских беженцев. Несмотря на то, что все евреи из оккупированных немцами стран были обречены на уничтожение, лишь немногие государства открывали двери еврейским семьям, да и то квота была чрезвычайно низка; зачастую дело ограничивалось только приемом детей.
В России просьба о выездной визе была связана с риском попасть в Сибирь. Но просьба о безадресной визе была равносильна самоубийству. Еврейские лидеры перебирали в уме десятки стран. Уж о ком-о ком, а о Японии, союзнице Германии, думали они меньше
Подробней об этом см. Ишайя (29:14) с комментарием Мецудат Давид, который показывает, что данная эпоха отличается от любой другой со времени возникновения еврейского народа всего. Между тем за двадцать лет, прошедших между двумя мировыми войнами, у Японии и Литвы возникли взаимные интересы. Обе они граничили с гигантским коммунистическим монстром, обеим грозило советское вторжение. Кроме того, Литва и Япония были экономически заинтересованы друг в друге: первая нуждалась в японских промышленных товарах, а вторая — в литовской сельскохозяйственной продукции. Однако, несмотря на все это, за двадцать один год Япония ни разу не выразила желания наладить консульскую связь с Литвой.
Такая позиция, по всей вероятности, была серьезным упущением японской внешней политики. Но то, что произошло вслед за тем, просто невозможно было предположить.
В 1940 году, после оккупации Литвы Красной Армией, японское имперское правительство выступило с предложением, поразившим весь мир. В то время, когда Литва почти прекратила свое независимое существование, Великобритания, Франция и другие державы закрывали свои консульства и представительства в Ковно, Япония, напротив, решила послать дипломатов в эту покоренную страну!
Японский консул в Литве, Сенпо Сугихара, вписал новую страницу в этот рассказ, в какой-то степени даже расширив рамки правительственных предписаний. По собственной инициативе он стал проводить новую политику, отличную от устоявшегося курса японского руководства.
Как уже говорилось, в начале Второй мировой войны евреи находились в отчаянном положении. Они пытались спастись, но почти все страны от них отвернулись. Япония была в числе первых, кто захлопнул двери перед еврейскими беженцами. При этом она не только отказала в приеме евреям-эмигрантам, но также запретила им транзит через свою территорию. В дальнейшем Япония пошла еще дальше, препятствуя проезду евреев и по тем странам, которые находились под ее военным влиянием.
Правда, в Китае оставался свободным Шанхай. Это был международный порт, куда безо всяких ограничений приезжали путешественники со всего света. Однако едва поток еврейских беженцев увеличился, Япония отказала в выдаче транзитных виз в подвластную ей Манчжурию, через которую проходила Транссибирская магистраль, единственный путь из Европы в Шанхай. После того, как сухопутная дорога оказалась блокированной, евреям пришлось добираться до места назначения морем: вокруг Европы, через Суэцкий канал и Индийский океан.
И тем не менее несколько евреев обратились к новому японскому консулу в Ковно с просьбой, столь наивной в сложившихся обстоятельствах, — выдать им транзитные визы. Они надеялись, что смогут отметить в своих отъездных документах Японию, как “место назначения”, а данная графа, надо подчеркнуть это еще раз, была очень важна для русских чиновников.
Вначале консул наотрез отказал в просьбе. Но увидев, что просителей становится все больше, решился выдать визы под свою личную ответственность. Однако и для получения транзитной визы необходимо было указать в паспорте конечное место назначения. Таким образом, все возвращалось на круги своя.
Голландский поданный Натан Гутвирт, один из учеников ешивы Тельш, надумал обратиться в консульство своей собственной страны, надеясь, что там ему заполнят эту пресловутую графу “место назначения”. Как предполагал Гутвирт, остров Кюрасао, голландекая территория в Вест-Индии, должен был принять беженцев. Каково же было удивление студента, когда выяснилось, что для приезда на Кюрасао вообще не требуется никакой визы. Достаточно лишь по прибытии на остров получить разрешение местного губернатора.
Однако эта информация не удовлетворила представителей НКВД. Они потребовали, чтобы в паспорте стояла подтверждающая такую свободу отметка. После долгой волокиты голландский консул согласился делать в паспортах беженцев следующую запись: “Въезд на Кюрасао не требует визы”.
Таким образом совпали три удивительные вещи: действия голландского консула, поведение России, разрешившей эмигрировать “этим клерикалам”, и, наконец, Японии, давшей возможность двум тысячам евреев не только проехать по ее территориям, но и остановиться в самой стране.
Необъяснимо также еще одно звено этой цепи — невероятное обстоятельство, обнаруженное спустя годы доктором Давидом Кранцлером. Из беседы с Дж. Цвартендейком, сыном того самого голландского консула, доктор Кранцлер выяснил, что консул в ту пору только что вступил на эту должность. Его предшественник получил отставку, т. к. дал повод подозревать себя в симпатиях к нацизму. Значение таких мелких деталей едва ли можно переоценить. Снова произошло непредвиденное: основы политических курсов двух великих держав отошли на задний план, чтобы спасти группу евреев, посвятивших себя служению Торе.
Для провинциалов из Восточной Европы, которые вели тихую жизнь, далекую от большого бизнеса и политики, такие названия, как Китай, Япония, Кюрасао, были всего лишь строками из учебника географии. И решение этих людей отправиться в столь дальнее путешествие в незнакомые страны лишний раз свидетельствует об их отчаянном положении.
Прослышав о возможности попасть на Кюрасао, люди кинулись к голландскому и японскому консульствам. Очередь занимали задолго до открытия обоих учреждений, обычно еще с ночи.
Поразительным было отношение к евреям японского консула. Сенно Сугихару предупредили, что его действия означают неповиновение, так как полностью противоречат политике японского правительства. Но Су-гихара не испугался и продолжал свою гуманную миссию, оправдываясь тем, что не может отказать беззащитным беженцам, пытающимся избежать гибели. Он внушал своим сотрудникам, что необходимо продолжать выдачу виз, иначе “ни один из этих людей уже никогда не сможет выехать из России, как никто не мог сделать этого прежде”.
— Так поддержим же их в безвыходной ситуации, — прибавлял японский дипломат.
Когда большая часть беженцев уже обладала спаси тельными транзитными визами и разрешением от русских властей, из японского министерства иностранных дел пришел приказ немедленно прекратить дальнейшую выдачу документов. Консул получил предупреж дение за самовольные действия, и вскоре после этого японское консульство в Ковно закрылось. Сугихару понизили в должности и перевели на работу в японское консульство в Берлине, а затем в Бухаресте.
В истории с японскими визами можно только поражаться совпадению многих, на первый взгляд, мелких деталей, которыми Святое Провидение вымостило путь спасения ешиботников. Это избавление произошло наперекор всем обстоятельствам и устоявшимся политическим доктринам. Остается только удивляться, каким образом отдельным эпизодам удавалось складываться в четкую мозаику, указывавшую направление дальнейших действий.
Чем, как не Святым Провидением, можно объяснить гакой факт: все контакты с японским консулом проводились через его секретаря, немца по национальности, Вольфганга Гутше, который свободно владел литовским, русским, английским и немецким языками и был ярым сторонником фюрера. Некоторые даже предполагали, будто Гутше подослан немецкой секретной службой. (После закрытия японского консульства герр Гутше был “репатриирован” в Германию и призван в ряды недоброй памяти штурмовых отрядов — СА).
Гутше, в обязанности которого входило подробно информировать Сугихару о деталях политической обстановки, несомненно мог легко прекратить выдачу евреям спасительных транзитных виз. Однако этот фашист доверительно сообщил “дипломатическому представителю” ешивы Моше Зупнику, что удовлетворит все просьбы о выдаче виз, ибо “когда-то у него была возлюбленная еврейка, и вообще они расходятся с фюрером во взглядах на евреев и еврейский вопрос!” Как бы там ни было, а Гутше не только помог раву Зупнику встретиться с Сугихарой, но даже освободил в здании консульства стол, чтобы рабби имел возможность лично помогать в оформлении гигантского количества бумаг. Беженцы прозвали человеколюбивого японского консупа ангелом-спасителем, посланником Небес. И дабы еще раз подтвердить его высокую репутацию, надо добавить, что в отличие от своих коллег и других влиятельных мира сего, Сугихара так и не получил за свои достойные подражания гуманные действия никакого вознаграждения. Лишь в 1985 году этот храбрый и добрый человек дождался официального признания: на торжественной церемонии в Яд Вашем ему была вручена памятная медаль. Однако сам Сугихара был уже слишком немощен для дальних путешествий, и награду от его имени приняла жена Юкоко Сугихара.
...Стремясь спастись, и другие беженцы последовали за ешивой. Так число евреев, покинувших Россию в те дни, достигло двух тысяч человек.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.