Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся кабалист и учитель Хатам Софера. Несколько рассказов о жизни раввина Адлера из книги "Еврейские мудрецы", изданной под редакцией рава Цви Вассермана.
Памяти Баруха бен Лейба Бибермана посвящается

Раби Натан бар Шимон Акоэн Адлер (5502-5560 /1741-1800/ гг.) — выдающийся кабалист.

Родился десятого тевета 5502 /1741/ года в знатной коэнской семье, предки которой в течение нескольких веков жили во Франкфурте на Майне.

Был ближайшим учеником франкфуртского даяна (судьи) р. Давида-Тэвли Шифа, впоследствии ставшего раввином Лондона. Учился также у главного раввина Франкфурта на Майне, выдающегося праведника р. Авраама-Абиша Франкфуртера.

Кабалистическую традицию, и в частности духовное наследие Аризаля, он воспринял от посланца Цфата р. Хаима Модаи, который в течение двух лет жил в его франкфуртском доме.

В возрасте двадцати лет р. Натан Адлер основал во Франкфурте на Майне ешиву, в которую стекались одаренные юноши из многих стран Европы. Его ближайшим учеником был юный Моше Софер (Хатам Софер), ставший впоследствии одним из духовных вождей своего поколения.

Наряду с углубленным изучением Талмуда и законодательных сводов, р. Натан Адлер приобщал своих ближайших учеников к сокровенным разделам Устной Торы, приоткрывая перед ними и тайны практической кабалы.

Хатам Софер вспоминал множество историй, связанных с особыми духовными способностями р. Адлера. Он рассказывал, например, как однажды по ложному доносу в дом наставника явились полицейские чиновники, чтобы конфисковать хранящийся у него свиток Торы. Поняв их намерения, р. Адлер, бережно взяв свиток в руки, встал с ним в самом центре комнаты. Полицейские перерыли все в доме, тщательно обыскав каждый угол, но не заметили ни свитка, ни самого р. Адлера, спокойно наблюдающего за происходящим, — потому что «он стал невидим» (Гдолей адорот).

Но особенное влияние оказывала на учеников сама личность наставника, отмеченная его исходящей из самой глубины сердца любовью к своему народу и заботой о каждом из сынов Израиля.

Рассказывают, что однажды вьюжной зимой он был приглашен в деревню под Франкфуртом на почетную роль сандака, на коленях которого лежит младенец в момент обрезания. Всю ночь р. Натан Адлер провел в дороге, чтобы рано утром выполнить возложенную на него роль. После церемонии обрезания, во время трапезы, собравшиеся вдруг заметили, что почетный гость исчез. После непродолжительных поисков его обнаружили во дворе, подпрыгивающим от холода. Он объяснил, что отпустил возницу немного погреться в дом, а сам взялся сторожить его лошадь — но вот уже целый час возница не возвращается. Вскоре нашли и возницу, спящего сном праведника на печи, — однако р. Натан не позволил его будить. Он согласился возвратиться к столу лишь после того, как кто-то из домочадцев сменил его на добровольном посту (Маасей авотейну, Тазриа).

Р. Натан Адлер был достаточно состоятельным человеком — однако всеми делами в семейном торговом доме управляла его жена, а он имел возможность посвящать все свое время изучению и преподаванию Торы. Двери его жилища не запирались ни днем, ни ночью — друзья и ученики приходили в любое время суток, чтобы вместе с ним разобраться в каком-либо сложном вопросе или воспользоваться книгами из его обширной библиотеки.

Рассказывают, что однажды, склонившись над священным манускриптом у окна своей комнаты, р. Натан Адлер заметил, что какой-то еврей залез в его дровяной сарай и вытаскивает оттуда охапки поленьев. Р. Натан Адлер закричал с дрожью в голосе: «Эфкер! — Все это бесхозное! С этой минуты я объявляю все свое имущество бесхозным!». Он выскочил на улицу, возбужденно схватил вора за край одежды и сказал: «Слава Б-гу! Как тебе повезло, что я выглянул в окно и, заметив тебя, успел объявить эти дрова бесхозными! Ведь иначе, не дай Б-г, ты бы мог преступить запрет Торы! Слава Б-гу! …А теперь, поскольку эти дрова никому не принадлежат, ты можешь с чистой совестью выбрать из них лучшие и взять, сколько тебе необходимо». Р. Натан Адлер помог растерявшемуся бедняку водрузить связки дров на плечи и проводил его до ворот (Сарей амеа 1:8).

Р. Адлер остро чувствовал не только нужды и страдания отдельного человека, но и страдания всего народа.

Сохранились свидетельства, что каждую ночь он, опустившись на пол, без обуви, как Девятого ава, читал Тикун хацот (Полуночную молитву), оплакивая разрушенный Храм и судьбу народа, томящегося в бесконечном изгнании. Он многократно, с сердечной болью, повторял стихи из псалма (Теилим 137:5-6): «Если я забуду тебя, Йерушалаим, пусть онемеет моя десница! Пусть присохнет мой язык к небу, если не буду о тебе помнить…».

И согласно сказанному в том же псалме: «…Вознесу Йерушалаим на вершину моей радости», р. Натан Адлер стремился перед каждым праздником Суккот приобрести этрог, пальмовую ветвь и ветви мирта, привезенные именно из Земли Израиля, — и лицо его светилось от счастья, когда он удостаивался произносить благословение на эти растения, согретые теплом родины.

В качестве коэна в своей синагоге он произносил коэнское благословение каждый день, как это принято лишь на Святой Земле, в то время как во всех странах рассеяния коэны благословляли общину только в праздники.

Более того, р. Натан Адлер был единственным из выдающихся ашкеназских мудрецов, кто молился и изучал Тору, произнося слова святого языка по-сефардски, — поскольку именно так говорили на Земле Израиля. Сефардский вариант произношения он воспринял от уже упомянутого посланца Цфата р. Хаима Модаи, с которым в течение двух лет говорил только на святом языке (Сарей амеа 1:8).

В 5542 /1782/ году р. Натан Адлер был приглашен занять пост раввина в моравском городке Босковиче.

Покидая Франкфурт на Майне, он отказался взять с собой в дальний путь кого-либо из учеников. Предание свидетельствует, что двадцатилетний Моше Софер бежал за его повозкой много километров — до тех пор, пока наставник не разрешил ему занять место рядом с собой.

Моше Софер вспоминал, что во время дальней дороги пала одна из двух лошадей, и возница отправился в ближайшее поселение, чтобы приобрести замену. Через некоторое время он возвратился, ведя под уздцы …осла. Завидев осла, р. Натан Адлер спрыгнул с повозки и пустился в пляс. «Только ради этого стоило уехать так далеко от Франкфурта!» — воскликнул он. На недоуменный вопрос ученика, не понимавшего причины веселья, р. Натан пояснил: благодаря вознице они удостоились выполнить очень редкую заповедь «Не паши на быке и осле вместе» (Дварим 22:10) — ведь этот запрет Торы подразумевает также использование двух разных видов животных для совместного перемещения повозки. По просьбе р. Адлера возница отвел обратно осла и приобрел вместо него коня (Маасей авотейну, Ки теце).

В Босковиче р. Адлер провел только три года — в общине этого городка не смогли примириться с теми строгими требованиями, которые он предъявлял, — и особенно в области забоя скота и кашерности мясной пищи. Р. Адлер был вынужден оставить свое раввинское кресло и вернуться во Франкфурт на Майне, где возобновил работу ешивы.

Р. Натан Адлер не писал книг и не делал даже кратких заметок. Он говорил, что мудрецы разрешили записывать Устную Тору только тому, кто забывает изученное, — однако, если человек помнит все, что изучил и открыл в Торе, он по-прежнему подпадает под запрещение. Поэтому он позволял себе лишь ставить значки и пометки на полях прочитанных книг (Сарей амеа 1:7).

Р. Натан Адлер был призван в Небесную Ешиву двадцать седьмого элуля 5560 /1800/ года.

Его толкования Торы и псаки (законодательные решения) приведены в книгах его ученика р. Моше Софера — Торат Моше (Тора Моше) и Хатам Софер (Печать переписчика).

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»