Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Множество евреев, спасающихся от нем­цев, подошли к Бугу, чтобы перебраться в советскую зону. Одновременно массы других беженцев, уже с со­ветской стороны, тоже пробирались к той же реке. Те, что бежали с Запада, стояли у воды и с недоуме­нием смотрели на восточный берег: кому в здравом уме придет мысль убегать к немцам? Стоявшие на противоположном берегу удивлялись: зачем бежать к русским, ведь они рисковали всем, только бы спа­стись от Советов?

предыдущая глава

В критические годы перед Второй мировой войной многие люди гораздо настойчивее, чем раньше, в спо­койное время, искали совета видных мудрецов, знато­ков Торы. Усиливающийся антисемитизм в Восточной Европе все чаще ставил перед отдельными людьми и целыми общинами одну и ту же проблему: следует ли уезжать?

Наглядным примером трудностей, с которыми стол­кнулись евреи в годы Катастрофы, служит такая си­туация. Когда Германия и Россия разделили Польшу, граница между двумя армиями и империями прошла по реке Буг, протекающей рядом с Бриском (Брест-Литовском). Множество евреев, спасающихся от нем­цев, подошли к Бугу, чтобы перебраться в советскую зону. Одновременно массы других беженцев, уже с со­ветской стороны, тоже пробирались к той же реке. Те, что бежали с Запада, стояли у воды и с недоуме­нием смотрели на восточный берег: кому в здравом уме придет мысль убегать к немцам? Стоявшие на противоположном берегу удивлялись: зачем бежать к русским, — ведь они рисковали всем, только бы спа­стись от Советов? Тут требовалось решение! За ним и обратились к известному члену еврейского суда в Бриске. В то время еврейский суд этого города воз­главлял знаменитый рабби Симха Зелиг Ригер. Выслу­шав горестные рассказы обеих сторон, рабби Симха Зелиг дал свое заключение: мы вступили только в первую фазу войны, которая, судя по всему, а особен­но по жестокому отношению к евреям, будет явлени­ем еще не виданным в истории. Поскольку развитие событий не поддается человеческому пониманию, тра­дициям и логическому анализу, то в Торе нет никаких указаний, как поступать дальше. Впрочем, в Торе и не может быть объяснения того, что находится вне чело­веческого восприятия^

Правильность рассуждения рабби Зелига была пол­ностью доказана ходом войны: зачастую самый умный и логичный совет оказывается ошибочным, тогда как иррациональные решения, наоборот, приводят к спасе­нию.

Решения Торы, кроме определенных Б-жественных откро­вений, основаны только на фактах, которые являются пред­метом размышлений и доступны человеческому мышлению

Таким образом, совет рабби Симхи Зелига Ригера позволяет верно оценить характер событий особого периода жизни, названного в Торе Эстер паним — эрой намеренного Б-жественного сокрытия, когда Со­здатель специально скрывает Себя, отказывая смерт­ным даже в понимании бедствий, которым подвергает­ся Его народ. Дополнительный аспект этого наказания состоит в том, что человек в затруднительных ситуа циях лишается Б-жественного покровительства.

 


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»