Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Пожар, Каббала, Аскетизм, Рав Александр Кац
Раби Нафтали бар Ицхак Кац (5402—5479 /1642—1719/ гг.) — законоучитель и кабалист.
Прямой потомок Маараля из Праги (см.).
Родился в г. Остроге на Волыни. Его дед, р. Нафтали Кац, был главой раввинского суда г. Люблина, а отец, р. Ицхак, — даршаном (проповедником) в Праге и Люблине.
Во время казацкого восстания 5408 /1648/ года шестилетний Нафтали был захвачен в плен татарами, союзниками Богдана Хмельницкого. Позднее ему удалось бежать — вернувшись к евреям, он посвятил все свое время и силы изучению Торы.
Был раввином в Остроге, затем в течение пятнадцати лет в Познани, и, наконец, во Франкфурте на Майне.
Р. Нафтали Кац был общепризнанным главою кабалистов своего поколения, он прославился также как целитель и чудотворец — многим страждущим он вручал написанные им камеи (кабалистические амулеты), способствующие скорому излечению от недугов.
Сохранились свидетельства, что р. Нафтали в полной мере осуществлял знаменитое высказывание из трактата Авот: «Таков путь Торы — хлеб с солью ешь и воду пей, спи на земле… и трудись над Торой» (6:4). Он действительно питался лишь хлебом и водой, причем в самых скудных количествах, спал на голом полу, подложив камень под изголовье — в полночь он поднимался и до рассвета пел сложенные им самим духовные гимны, изливая душу перед Всевышним (Праким бетолдот Исраэль).
В 5464 /1704/ году во франкфуртской типографии был опубликован его трактат Смихат хахамим (Посвящение мудрецов), прославивший имя автора. В первой части трактата приведено уникальное исследование «стыков» — мест сопряжения между трактатами Талмуда. Автор прослеживает, каким образом каждый из трактатов тематически «перетекает» в последующий, а также разъясняет, почему трактаты Талмуда расположены именно в данной последовательности. Во второй части книги приведены подробные комментарии к трактату Брахот, которым открывается Талмуд.
Его перу принадлежит также ряд важных кабалистических сочинений. Наибольшей известностью пользуется трактат Пей йешарим (Уста прямодушных), в котором исследуются глубинные смысловые пласты всего одного, первого, слова Торы: «Берешит» (В начале).
Двадцать четвертого тевета 5471 /1711/ года, на седьмой год его пребывания во Франкфурте, в его доме возник пожар: огонь быстро распространялся, и сгорело более пятисот домов в еврейском квартале. Городские власти обвинили р. Нафтали в том, что причиной пожара стали его «кабалистические чары» — он был арестован, но ему удалось бежать из тюрьмы.
После длительных скитаний р. Нафтали поселился в Праге и преподавал там в ешиве, основанной р. Давидом Оппенгаймом (см.), главным раввином Праги и всей Богемии. Затем р. Нафтали возвратился в Острог, где к этому времени общину возглавил его сын р. Бецалель Кац.
В последний год своей жизни р. Нафтали отправился в Землю Израиля, намереваясь провести там остаток дней. Он умер в пути, достигнув Стамбула, двадцать четвертого тевета 5479 /1719/ года — ровно через восемь лет, день в день, после трагического франкфуртского пожара.
Его зятем был сын знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха (см.) — по этой родовой линии его прямыми потомками были основатели и духовные руководители движения «хасидей Белз».
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»