Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскетизм, Рав Александр Кац, Богобоязненность
Раби Эфраим бар Яаков Акоэн из Вильно (5376—5438 /1616—1678/ гг.) — законоучитель, автор сборника респонсов Шаар Эфраим (Врата Эфраима).
Изучал законы Торы у р. Моше Лимы (см.).
В возрасте двадцати двух лет стал даяном (судьей) в раввинском суде г. Вильно, возглавляемом р. Лимой.
В 5415 /1655/ году, когда русские войска и казаки захватили и разорили Вильно, р. Эфраим бежал с семьей в Моравию. Впоследствии он основал ешиву в Праге, столице Богемии, а затем перебрался в Вену.
В 5426 /1666/ году р. Эфраим стал главой раввинского суда в Буде (ныне Будапешт). В этом городе он создал также ешиву, которая быстро приобрела славу и привлекала множество учеников.
Сохранились свидетельства, что р. Эфраим отличался исключительным благочестием: целиком сосредоточившись на изучении Торы и на служении Всевышнему, он постился все дни недели, кроме шабатов и праздников.
Р. Эфраим состоял в алахической переписке со многими выдающимися мудрецами и в Европе, и на Востоке — в том числе, и с главными раввинами Иерусалима р. Моше Галанти (см.) и р. Моше Ибн Хабибом (см.).
Его многочисленные респонсы собраны в книге Шаар Эфраим, изданной его сыном р. Арье-Лейбом Акоэном.
В 5438 /1678/ году, в последний год своей жизни, р. Эфраим был приглашен занять пост главного раввина ашкеназской общины Иерусалима (восьмьюдесятью годами раньше эту должность занимал его дед, которого также звали р. Эфраим Акоэн).
Р. Эфраим задержался на некоторое время в Европе, рассчитывая издать свои книги. Он погиб во время эпидемии — тринадцатого сивана 5438 /1678/ года, так и не успев приступить к выполнению своей миссии в святом городе.
Его внуком и учеником был р. Цви-Гирш Ашкенази (Хахам Цви; см.), а правнуком р. Яаков Эмден (Яабец; см.) — духовные лидеры следующих поколений евреев Европы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.