Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прошло не более пятидесяти лет, и над новым поколением опять нависла угроза смерти.

Второй и третий крестовые походы

От события к событию

После первого крестового похода евреи Франции и Германии постепенно залечивали раны, нанесенные недавними ужасными событиями, но чувство уверенности и безопасности, конечно, исчезло. Поколение, бывшее свидетелем того, как те, кто еще недавно имел человеческий облик, превращались в хищных животных, убийц и грабителей, не забыло того, что произошло. Родители рассказывали детям обо всех ужасах и страданиях, перенесенных еврейским народом, и новое поколение понимало, что спокойствие и безопасность — затишье перед очередной бурей, перед очередными невзгодами.

Но такова человеческая натура — со временем восстанавливать разрушенное. И даже, если человек и опасается повторения событий, тем не менее живет надеждой, что ему удастся избежать худшего.

Беженцы стали возвращаться в города, где они жили прежде. Разрушенные синагоги отстраивались заново. Необходимость зарабатывать на пропитание вынудила евреев вернуться к обычной, повседневной жизни, словно Б-жественные Предопределения 4856-го года были лишь страшным сном.

Но прошло не более пятидесяти лет, и над новым поколением опять нависла угроза смерти.

Хотя немецким и французским крестоносцам и удалось захватить Эрец Исраэль, они не смогли установить там прочную власть: между рыцарями начались раздоры. Мусульмане, напротив, объединились, чтобы изгнать христиан-пришельцев из страны. И тогда христианское население обратилось за помощью к Римскому папе.

И снова погромы

В конце 4905 (1145) года папа призвал к новому крестовому походу. Его будущим участникам он обещал не только полное отпущение грехов, но и отмену долгов, сделанных в течение всего похода. Священник Бернард из монастыря Клербо сумел уговорить короля Франции Луи VII возглавить новый крестовый поход. Король Германии Конрад III также решил примкнуть к нему.

Страх обуял евреев. По городам ходили подстрекатели и призывали начать войну с мусульманами уничтожением евреев. Во Франции настоятель монастыря Клербо Бернард воспротивился убийствам и погромам и выступил против подстрекателей с особым посланием, но в Германии история надругательств над евреями повторилась, как и пятьдесят лет тому назад.

Правда, на этот раз многие военачальники и епископы последовали благому примеру Бернарда и пытались защитить евреев. Например, епископ Кельна предоставил в распоряжение евреев мощную крепость, в которой они выдержали атаку озверевшей толпы, и лишь немногие смельчаки, рискнувшие выйти из крепости, попали в руки убийц.

Правители Германии опасались диких неуправляемых вояк христовых и обратились с просьбой к Бернарду, чтобы он прибыл в Германию и призвал крестоносцев к порядку. В большинстве мест Бернард сумел ограничить преследования евреев, пострадала только община Вюрцбурга: толпа разнузданных дикарей захватила около двадцати евреев и потребовала их крещения. Святые мученики не изменили своей вере.

Когда армия крестоносцев покинула Германию, евреи вернулись в свои города. Оставшееся население относилось к ним сравнительно терпимо.

Во Франции новый крестовый поход начался относительно спокойно, но в 4907 (1147) году пролилась кровь евреев Северной Франции. Среди жертв погрома был рав Петер, один из Баалей Тосафот. Большой опасности подвергся Рабейну Там (рав Яаков бен Меир). В праздник Шавуот дикари разгромили его дом и хотели убить его самого, но в последнюю минуту он был спасен проезжавшим мимо рыцарем, знавшим рава лично. Рыцарь пообещал убийцам, что уговорит ученого еврея принять христианство, те разошлись, а Рабейну Там, таким образом, был спасен от смерти.

III-й крестовый поход

В 4902 (1142) году на немецкий престол взошел Фридрих I, прозванный итальянцами Барбароссой (Красной бородой). Сильный король за время продолжительного правления подчинил своей власти всех немецких феодалов и покорил Северную Италию. Ему повиновался даже Римский папа.

На склоне своей жизни Фридрих Барбаросса возглавил III крестовый поход. В 4948 (1188) году он выступил против Салах-Ад-Дина, правителя Египта, захватившего почти всю Эрец Исраэль и Иерусалим. Когда весть о потере христианами «Святого града» достигла Европы, папа обратился к князьям-христианам с призывом покарать мусульман.

Король Англии Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II во главе своих армий отправились через моря в Эрец Исраэль.

Теперь испытания обрушились на евреев Англии. Еще ранее, в день коронования Ричарда, по всей стране прошли массовые убийства и грабежи евреев. Король наказывал разнузданных дикарей, но прекратить погромы не мог, а когда он увел свою армию в крестовый поход, многострадальный еврейский народ оказался совершенно беззащитным.

Ужасна история евреев города Йорка, которые, спасаясь от жаждущей крови толпы, спрятались в королевском дворне. Когда запасы продовольствия в осажденной крепости иссякли, многие евреи умертвили свои семьи и затем себя. Оставшиеся в живых надеялись спастись, приняв христианство, открыли ворота, но враги, как хищные звери, не пощадили их.

Фридрих Барбаросса не желал погромов в Германии и приказал священникам выступить в церквях с призывом соблюдать закон в обращении с евреями. Во время III крестового похода евреи Германии были защищены от погромов, но их обязали платить огромные налоги и нести расходы по содержанию королевской армии.

Собрав большую армию, Фридрих Барбаросса покинул Германию и пересек Венгрию и Сербию, подчинив их своему мечу. Через Византийское королевство крестоносцы прибыли в Анатолию, граничившую с государством сельджуков.

Преодолев сопротивление, армия Фридриха нанесла сокрушительное поражение сельджукам, прошла их земли и приблизилась к границе Киликии. Но тут престарелый король умер от апоплексического удара во время переправы через реку Селеор. И могучая армия развалилась.

Многие рыцари пали в последующих сражениях с сельджуками, многие умерли от эпидемии, кто-то вернулся через море домой, и только около тысячи крестоносцев добрались до Эрец Исраэль и попытались захватить крепость Акко.

Английский король Ричард был недальновиден и опрометчив. Он «ухитрился» оскорбить и германцев, и французов. Обиженный им король Филипп вернулся во Францию, а Ричард остался и продолжал тяжелую войну против Салах-Ад-Дина.

В конце концов, Ричард примирился с султаном и тот пообещал разрешить небольшим группам христиан посещать святые места в Иерусалиме в христианские праздники. Возвращаясь в Англию, Ричард проходил по землям австрийского герцога, оскорбленного когда-то королем в сражении у Акко. Герцог пленил английского короля и освободил его лишь за значительный выкуп.

Вскоре после этого воинственный Ричард погиб в войне с Францией.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Написано в Торе (Ваикра, 23): «В сукках живите семь дней; каждый коренной житель в Израиле должен жить в сукках, дабы знали ваши поколения, что в сукках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». Читать дальше

Строительство сукки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.

Законы нахождения в Сукке

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»

Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?

Под кровом Всевышнего

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.

Суккот — праздник шалашей

Арье Шерцер

В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше