Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Еврейская история, Йехиэль бар Шломо Гальперин, Седер адорот, Рав Александр Кац
Раби Йехиэль бар Шломо Гальперин из Минска (Седер адорот; 5420-5506 /1660-1746/ гг.) — выдающийся историк, библиограф и кабалист.
С 5471 /1711/ года был главным раввином Минска.
Составил историческую хронику Седер адорот (Хронология поколений). Книга состоит из трех частей: в первой излагаются основные события мировой и, прежде всего, еврейской истории, начиная от Сотворения Вселенной и до 5456 /1696/ года; во второй приведены жизнеописания еврейских мудрецов эпохи Мишны и Талмуда; в третьей содержится обширная библиография книг, созданных знатоками Торы за два тысячелетия.
В первых двух частях своей книги автор сообщает множество сведений, почерпнутых из кабалистических источников, в частности, указывает цепи реинкарнации (переселения душ).
Предание повествует, что один из знаменитых знатоков Торы упрекал рава Гальперина за «несерьезность» его занятий. Этот человек утверждал: все внимание еврейских ученых должно быть сосредоточено на освоении талмудической логики. Он похвалялся, что достиг в этом таких высот, что, даже если, не дай Б-г, Тора забудется в народе Израиля, он сумеет восстановить ее с помощью виртуозного пилпуля — изощренных логических рассуждений. Рав Гальперин резонно возразил оппоненту: «Я надеюсь, что благодаря тем “несерьезным” историям и преданиям, которые запечатлены в моей летописи, Тора никогда не забудется в народе Израиля» (Сарей амеа 3:1).
Р. Йехиэль Гальперин умер в Минске в 5506 /1746/ году и там похоронен.
Книга, над которой он работал в течение всей своей жизни, была впервые издана его внуком, р. Арье-Йеудой-Лейбом Гальпериным, в 5529 /1769/ году в типографии г. Карлсруэ. Однако в это издание вкралось множество редакционных и типографских ошибок — новое, исправленное, издание вышло в свет в трех томах в Варшаве в 5642 /1882/ году, оно стало прообразом всех последующих публикаций.
Книга р. Йехиэля Гальперина и по сей день является одним из самых обстоятельных и авторитетных источников по еврейской истории.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»