Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнеописание автора книги "Хесед леАвраам"

Раби Авраам бар Мордехай Азулай (5330-5404 /1570-1644/ гг.) — выдающийся знаток кабалы.

Родился в марокканском городе Фесе, в семье потомков изгнанников из Испании — выходцев из королевства Кастилия.

Изучал Талмуд под руководством мудрецов Феса. Под влиянием книги Пардес римоним (Гранатовый сад), в которой содержалось учение выдающегося цфатского кабалиста р. Моше Кордоверо (Рамака), целиком посвятил себя изучению сокровенных разделов Устной Торы.

В 5370 /1610/ году сорокалетний р. Азулай решил переселиться в Землю Израиля.

В открытом море корабль, на котором он находился, перенес сильнейший шторм, грозивший разрушить и потопить судно. И когда чудом спасшиеся мореплаватели все же сошли на ближайший берег, временно оставив все свое имуществу на борту, ураганный ветер внезапно налетел с новой силой и, сорвав якорные канаты, унес корабль. Вместе с кораблем море поглотило рукописи р. Азулая — он утратил все свои сочинения, над которыми столько лет трудился в Марокко (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

После длительных странствий, в 5373 /1613/ году, р. Азулай достиг обетованной Земли. Он поселился в Хевроне, так как именно в этом городе обосновалась группа кабалистов из Цфата, в распоряжении которых находились рукописи р. Моше Кордоверо. Кроме того, в Хевроне находился и р. Шломо Адани, один из ближайших учеников р. Хаима Виталя — хранителя сокровенного учения Аризаля.

Предание сообщает, что через несколько лет после смерти р. Хаима Виталя, завещавшего похоронить свои самые сокровенные рукописи в своей гробнице, р. Авраам Азулай вступил с ним в астральный контакт и, получив разрешение, извлек эти бесценные записи. Находка, сделанная р. Азулаем, послужила началом широкого распространения учения Аризаля среди кабалистов диаспоры.

В Хевроне р. Азулай создал комментарий на книгу Зоар, в котором отразил кабалистические концепции мудрецов Цфата. Комментарий получил название Кирьят-Арба (Город четырех) — эти слова были взяты из стиха Торы: «И умерла Сара в Кирьят Арбе, он же Хеврон» (Берешит 23:2). Название книги указывало не только на место, где она была создана, но и на ее структуру: комментарий состоял из четырех независимых частей.

Значительные фрагменты первых трех частей — Зоарей хама (Сияние солнца), Ор ахама (Свет солнца) и Ор алевана (Свет луны) — были впервые напечатаны уже после смерти автора: в Венеции в 5415 /1655/ году, а затем в польском городе Пшемысле в 5659 /1899/ году. Четвертая же часть книги — Ор агануз (Сокрытый свет) — была помещена в специальное хранилище и так и осталась в рукописи, поскольку содержащиеся в ней сокровенные тайны Торы не подлежали огласке.

В 5379 /1619/ году, спасаясь от эпидемии, скосившей сотни жителей Хеврона, р. Азулай перебрался в Йерушалаим, — а когда мор начался и там, укрылся в Газе. Оставаясь в этом убежище до тех пор, пока эпидемия не завершилась, он написал книгу толкований на весь Танах, озаглавив ее Баалей брит Аврам.

Название книги можно перевести двояко. Первый вариант: «союзники Аврама» — так Тора именует тех, кто помогал нашему праотцу в войне с четырьмя царями из Междуречья (Берешит 14:13, 14:24). Второй вариант: словом брит (союз) называется в Торе заповедь обрезания (Берешит 17:10-11), ставшая на все века знаком союза, заключенного между Б-гом и Авраамом (именно в связи с вступлением в этот союз, Всевышний изменил имя Аврама на Авраам. См. Берешит 17:5). И, согласно установленному мудрецами закону, каждый еврейский отец, совершивший обрезание своему сыну, благословляет Всевышнего за то, что «Он повелел ввести его (новорожденного) в союз праотца Авраама» — в этом смысле «союзниками Авраама» называются все евреи, совершившие обрезание.

Существуют свидетельства, что р. Азулай имел в виду оба этих значения. Укороченное имя «Аврам» он использовал в названии своей книги лишь временно. Ведь, хотя ко времени пребывания в Газе у пятидесятилетнего мудреца все еще не было детей, он по-прежнему уповал на то, что Всевышний дарует ему сына, — и тогда, сумев выполнить заповедь обрезания, он изменит имя в названии книги на «Авраам». И действительно: когда по завершении эпидемии р. Азулай вернулся в Хеврон, у него родились там две дочери и сын — р. Ицхак Азулай, ставший впоследствии знатоком сокровенных разделов Торы (р. Авраам Азулай назвал сына, дарованного ему в старости, Ицхаком так же, как и праотец Авраам).

Книга Баалей брит Авраам была впервые напечатана в типографии г. Вильно (Вильнюса) в 5632 /1872 / году — более чем два века спустя после смерти автора, намного опередившего свое время.

Р. Азулай создал еще целый ряд кабалистических сочинений — некоторые до сих пор остаются в рукописях, а другие были изданы после его смерти, в том числе, и в самое последнее время. Среди его вышедших из печати книг наибольшей известностью пользуется сборник Хесед леАвраам (Милосердие Аврааму), содержащий толкования на книгу Зоар.

Р. Азулай с нетерпением ждал наступления 5408 /1648/ года, когда по предсказаниям многих выдающихся кабалистов, должно было наступить конечное избавление. Комментируя одно из высказываний книги Зоар, он убежденно предрекал: «Несмотря на то, что из-за наших грехов мы уже пропустили многие сроки, предназначенные для конечного избавления, — но уж 5408 год не пройдет даром» (Ор ахама, Шмот).

Предсказанный срок и в правду «не прошел даром»: в 5408 /1648/ году началось восстание Богдана Хмельницкого, а в главной синагоге Измира (Смирны) самозваный «Машиах» Шабтай Цви произнес четырехбуквенное Имя Всевышнего, объявив тем самым, что «срок настал»…

Но самому р. Азулаю не суждено было дожить до этих бурных событий. Предание сообщает, что за день до своей смерти он молился в пещере Махпела, где похоронены праотцы. Затем, не испытывая никаких признаков болезни или недомогания, он сообщил друзьям, что ему открыли с Небес: он вскоре должен покинуть мир. Всю ночь друзья провели с ним, и он толковал для них отрывки из книги Зоар и мидрашей, раскрывая сокровенные тайны Торы. На рассвете он окунулся в воды миквы, прочел «Слушай, Израиль…» — и душа оставила его тело (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Он умер в Хевроне двадцать четвертого хешвана 5404 /1644/ году. Погребен в одной из пещер старинного хевронского кладбища.

Его внуком был р. Авраам Ицхаки, ставший главным раввином Йерушалаима. Прямым потомком р. Авраама Азулая был также выдающийся кабалист р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Рабейну Хида).

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли