Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Европе р. Хида был окружен славой святого праведника и чудотворца. Его авторитет особенно возрос после происшествия с женщиной, подозреваемой в измене своему мужу. Один из почтенных граждан Ливорно, происходящий из рода коэнов, обратился к р. Хиде с жалобой на свою жену, которая, вопреки его предупреждению, уединилась в комнате с неким посторонним мужчиной...

Раби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай (рабейну Хида;5484—5541 /1724—1806/ гг.) — выдающийся законоучитель, кабалист и историк еврейской мысли.

Происходил из знатной раввинской семьи, предки которой после изгнания из Испании жили в Северной Африке. Его прапрадед, знаменитый кабалист р. Авраам Азулай, переехал из Марокко в Землю Израиля и поселился в Хевроне.

Родился в 5484 /1724/ году в семье иерусалимского даяна (судьи) р. Ицхака-Зрахии Азулая.

В день обрезания младенец был назван Йосефом-Давидом. Имя Хаим (буквально, «жизнь») ему добавили позже, в дни опасной болезни. В еврейскую историю он вошел под именем Хида, являющимся аббревиатурой слов «Хаим-Йосеф-Давид Азулай».

В восемнадцатилетнем возрасте Хида стал учеником великого кабалиста р. Хаима Ибн Атара (Ор ахаим), основавшего в Йерушалаиме ешиву Кнессет Исраэль (Собрание Израиля).

В последний день праздника Суккот 5503 /1743/ года юный Хида стал свидетелем того, как наставник молился непрерывно в течение суток, сидя на полу в своей комнате. Хида отметил, что вечером, в начале молитвы, лицо наставника «светилось, как солнце», затем он «горько плакал… всю ночь», а на следующий вечер, к началу праздника Симхат Тора, его лик вновь озарился светом. Р. Хаим Ибн Атар пояснил ученикам, что молился о приходе Машиаха, — при этом Хида понял из его слов, что сам наставник «был способен и призван стать Машиахом», чтобы принести еврейскому народу конечное избавление, но из-за грехов поколения ему не было позволено «открыться» и реализовать свое назначение. И тогда в ночной молитве, сидя на полу своей комнаты, р. Хаим Ибн Атар достиг соглашения с Небесным Судом: в этот год, в возрасте сорока семи лет, он покинет мир, искупив соей смертью грехи всего поколения (ТолдотаОр ахаимАкадош с. 50).

После кончины р. Хаима Ибн Атара р. Хида учился в знаменитой иерусалимской ешиве Бейт Яаков (Дом Яакова), которой в тот период руководил главный раввин Йерушалаима р. Ицхак Раппопорт, носящий почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе). Позднее р. Хида изучал сокровенные разделы Торы в ешиве кабалистов Бейт Эль (Дом Б-га), возглавляемой р. Сар-Шаломом Шараби (Рашашем).

Зимой 5513 /1753/ года р. Хида неожиданно покинул Йерушалаим и отбыл в Европу.

Рассказывают, что причиной его внезапного отъезда стал следующий эпизод. Глава ешивы р. Сар-Шалом Шараби считал, что приблизилось время геулы (конечного избавления еврейского народа). Он избрал двух своих ближайших учеников, р. Азулая и р. Хаима Делароза, чтобы в совместной молитве склонить решение Небесного Суда к геуле. Они постились три дня подряд, а затем, поднявшись на крышу ешивы, погрузились в молитвенную медитацию. С помощью сокровенных кабалистических каванот им удалось вступить в контакт с Небесным Судом. Им было открыто, что хотя время геулы ещё не настало и народ Израиля к ней не готов, тем не менее, их совместная молитва способна спровоцировать преждевременное явление Машиаха, сопряженное с катастрофическими последствиями для всей Вселенной. Чтобы этого не произошло, троим праведникам следовало немедленно разлучиться — по требованию Небесного Суда один из них должен был покинуть Святую Землю, на которой молитвы обладают особой силой. Жребий пал на р. Хаима-Йосефа Давида Азулая (Везэ шаар ашамаим с. 163).

Спустя пять лет, в 5518 /1758/ году, р. Хида возвратился в Йерушалаим и стал, подобно своему отцу, даяном (судьей) в святом городе.

В 5525 /1764/ году он был направлен ходатаем по делам иерусалимской общины в Стамбул, столицу Османской империи; на обратном пути он задержался в Египте и был избран главным раввином г. Каира.

В 5529 /1769/ году р. Хида снова возвратился в Землю Израиля и на этот раз поселился в Хевроне, в городе своих предков.

В 5530 /1770/ году для сбора средств необходимых хевронской общине р. Хида направился в длительное путешествие по странам Востока и Западной Европы. За время странствий он побывал в Турции, Греции, Италии, Германии, Франции, Англии и Северной Африке — и повсюду посланца Земли Израиля встречали с большим почетом и уважением.

В 5536 /1776/ году в типографии итальянского города Ливорно вышел в свет его комментарий на Йоре деа — один из разделов кодекса Шульхан арух, посвященный законам ритуального характера. В своих разъяснениях р. Хида широко использовал сведения, почерпнутые им из кабалистических источников.

Во многих изданиях кодекса Шульхан арух этот комментарий, получивший название Биркей Йосеф (Колени Йосефа), печатается рядом с основным текстом.

В 5541 /1781/ году р. Хида окончательно покинул Землю Израиля и обосновался в итальянском городе Ливорно. Вопреки настойчивым просьбам он отказался принять на себя руководство общиной и посвятил все свои силы изучению Торы и работе над новыми книгами.

В Европе р. Хида был окружен славой святого праведника и чудотворца. Его авторитет особенно возрос после происшествия с женщиной, подозреваемой в измене своему мужу. Один из почтенных граждан Ливорно, происходящий из рода коэнов, обратился к р. Хиде с жалобой на свою жену, которая, вопреки его предупреждению, уединилась в комнате с неким посторонним мужчиной. Р. Хида постановил, что, согласно закону Торы, муж обязан развестись с неверной женой. Однако некоторые даяны Ливорно, связанные родственными узами с семьей подозреваемой женщины, заявили, что «в таком серьезном деле невозможно полагаться лишь на ясновидение» р. Азулая — ведь в комнате, где жена коэна уединилась с мужчиной, не было свидетелей, которые могли бы подтвердить сам факт измены.

И тогда р. Хида пригласил подозреваемую к себе в дом учения. Он извлек свиток Торы и произнес перед ней весь раздел Сота, связанный с испытанием жены, подозреваемой в неверности мужу. «…Если не лежал с тобой мужчина, — читал он, — и если не совратилась ты осквернением втайне от мужа твоего, то будь невредима… Но если ты втайне изменила твоему мужу и осквернилась, и совершил с тобою соитие мужчина, кроме твоего мужа, тогда…сделает Г-сподь бедро твое опавшим и живот твой опухшим…» (Бемидбар 5:19—21). И не успела женщина покинуть комнату, как её лицо пожелтело, глаза вылезли из орбит — и в считанные мгновения с её телом произошло все то, что написано в этом разделе Торы. В память об этом происшествии руководители ливорнской общины повелели облицевать золотым листом то место, на котором изменница была обличена с Небес в своем преступлении (Гдолей адорот).

Лишь один раз в году, в шабат, предшествующую Йом кипуру, р. Хида выступал перед ливорнской общиной. В этот день все члены общины провожали его от дома до центральной городской синагоги. Здесь он произносил драшу — его слова на протяжении нескольких часов приковывали внимание собравшихся, пробуждая в них совесть и обращая сердца к раскаянию (Везэ шаар ашамаим с. 164) .

За свою жизнь р. Хида опубликовал более восьмидесяти книг. Наряду с уже упомянутым комментарием к кодексу Шульхан арух, особой популярностью пользовались его толкования Пятикнижия. В своих знаменитых книгах Тора ор (Тора — свет), Нахаль кедумим (Древний поток) и Рош Давид (Глава Давида) он исследовал различные смысловые аспекты Торы, уделяя наибольшее внимание кабалистическому уровню прочтения текста.

Р. Хида стал одним из самых значительных еврейских историков и библиографов. В книгах Шем агедолим (Имена великих) и Ваад лехахамим (Собрание мудрецов) он привел около тысячи трехсот биографий выдающихся мудрецов — от эпохи вавилонских гаонов и до своего поколения. В годы своих странствий он встречался со многими знаменитыми знатоками Торы — впечатления от этих встреч и бесед также отразились в названных книгах.

Существенной частью этих исторических хроник стала обширная библиография, включающая обзор двух тысяч двухсот книг, многие из которых не сохранились и известны лишь из этого источника.

Р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай умер в Ливорно одиннадцатого адара 5566 /1806/ года — в возрасте восьмидесяти трех лет.

В 5720 /1960/ году его останки были перевезены в Землю Израиля и погребены на иерусалимском кладбище. В этих повторных похоронах участвовали десятки тысяч людей — была приостановлена работа не только многих учреждений, но и отменено назначенное на тот день заседание Кнессета, чтобы и его члены тоже смогли принять участие в похоронной процессии (Везэ шаар ашамаим с. 573—575).

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.