Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Земля Израиля, Чудеса, Александр Кац, Геула, Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай, Сота
Раби
Происходил из знатной раввинской семьи, предки которой после изгнания из Испании жили в Северной Африке. Его прапрадед, знаменитый кабалист р. Авраам Азулай, переехал из Марокко в Землю Израиля и поселился в Хевроне.
Родился в 5484 /1724/ году в семье иерусалимского даяна (судьи) р.
В день обрезания младенец был назван
В восемнадцатилетнем возрасте Хида стал учеником великого кабалиста р. Хаима Ибн Атара (Ор ахаим), основавшего в Йерушалаиме ешиву Кнессет Исраэль (Собрание Израиля).
В последний день праздника Суккот 5503 /1743/ года юный Хида стал свидетелем того, как наставник молился непрерывно в течение суток, сидя на полу в своей комнате. Хида отметил, что вечером, в начале молитвы, лицо наставника «светилось, как солнце», затем он «горько плакал… всю ночь», а на следующий вечер, к началу праздника Симхат Тора, его лик вновь озарился светом. Р. Хаим Ибн Атар пояснил ученикам, что молился о приходе Машиаха, — при этом Хида понял из его слов, что сам наставник «был способен и призван стать Машиахом», чтобы принести еврейскому народу конечное избавление, но
После кончины р. Хаима Ибн Атара р. Хида учился в знаменитой иерусалимской ешиве Бейт Яаков (Дом Яакова), которой в тот период руководил главный раввин Йерушалаима р. Ицхак Раппопорт, носящий почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе). Позднее р. Хида изучал сокровенные разделы Торы в ешиве кабалистов Бейт Эль (Дом
Зимой 5513 /1753/ года р. Хида неожиданно покинул Йерушалаим и отбыл в Европу.
Рассказывают, что причиной его внезапного отъезда стал следующий эпизод. Глава ешивы р.
Спустя пять лет, в 5518 /1758/ году, р. Хида возвратился в Йерушалаим и стал, подобно своему отцу, даяном (судьей) в святом городе.
В 5525 /1764/ году он был направлен ходатаем по делам иерусалимской общины в Стамбул, столицу Османской империи; на обратном пути он задержался в Египте и был избран главным раввином г. Каира.
В 5529 /1769/ году р. Хида снова возвратился в Землю Израиля и на этот раз поселился в Хевроне, в городе своих предков.
В 5530 /1770/ году для сбора средств необходимых хевронской общине р. Хида направился в длительное путешествие по странам Востока и Западной Европы. За время странствий он побывал в Турции, Греции, Италии, Германии, Франции, Англии и Северной Африке — и повсюду посланца Земли Израиля встречали с большим почетом и уважением.
В 5536 /1776/ году в типографии итальянского города Ливорно вышел в свет его комментарий на Йоре деа — один из разделов кодекса Шульхан арух, посвященный законам ритуального характера. В своих разъяснениях р. Хида широко использовал сведения, почерпнутые им из кабалистических источников.
Во многих изданиях кодекса Шульхан арух этот комментарий, получивший название Биркей Йосеф (Колени Йосефа), печатается рядом с основным текстом.
В 5541 /1781/ году р. Хида окончательно покинул Землю Израиля и обосновался в итальянском городе Ливорно. Вопреки настойчивым просьбам он отказался принять на себя руководство общиной и посвятил все свои силы изучению Торы и работе над новыми книгами.
В Европе р. Хида был окружен славой святого праведника и чудотворца. Его авторитет особенно возрос после происшествия с женщиной, подозреваемой в измене своему мужу. Один из почтенных граждан Ливорно, происходящий из рода коэнов, обратился к р. Хиде с жалобой на свою жену, которая, вопреки его предупреждению, уединилась в комнате с неким посторонним мужчиной. Р. Хида постановил, что, согласно закону Торы, муж обязан развестись с неверной женой. Однако некоторые даяны Ливорно, связанные родственными узами с семьей подозреваемой женщины, заявили, что «в таком серьезном деле невозможно полагаться лишь на ясновидение» р. Азулая — ведь в комнате, где жена коэна уединилась с мужчиной, не было свидетелей, которые могли бы подтвердить сам факт измены.
И тогда р. Хида пригласил подозреваемую к себе в дом учения. Он извлек свиток Торы и произнес перед ней весь раздел Сота, связанный с испытанием жены, подозреваемой в неверности мужу. «…Если не лежал с тобой мужчина, — читал он, — и если не совратилась ты осквернением втайне от мужа твоего, то будь невредима… Но если ты втайне изменила твоему мужу и осквернилась, и совершил с тобою соитие мужчина, кроме твоего мужа, тогда…сделает
Лишь один раз в году, в шабат, предшествующую Йом кипуру, р. Хида выступал перед ливорнской общиной. В этот день все члены общины провожали его от дома до центральной городской синагоги. Здесь он произносил драшу — его слова на протяжении нескольких часов приковывали внимание собравшихся, пробуждая в них совесть и обращая сердца к раскаянию (Везэ шаар ашамаим с. 164) .
За свою жизнь р. Хида опубликовал более восьмидесяти книг. Наряду с уже упомянутым комментарием к кодексу Шульхан арух, особой популярностью пользовались его толкования Пятикнижия. В своих знаменитых книгах Тора ор (Тора — свет), Нахаль кедумим (Древний поток) и Рош Давид (Глава Давида) он исследовал различные смысловые аспекты Торы, уделяя наибольшее внимание кабалистическому уровню прочтения текста.
Р. Хида стал одним из самых значительных еврейских историков и библиографов. В книгах Шем агедолим (Имена великих) и Ваад лехахамим (Собрание мудрецов) он привел около тысячи трехсот биографий выдающихся мудрецов — от эпохи вавилонских гаонов и до своего поколения. В годы своих странствий он встречался со многими знаменитыми знатоками Торы — впечатления от этих встреч и бесед также отразились в названных книгах.
Существенной частью этих исторических хроник стала обширная библиография, включающая обзор двух тысяч двухсот книг, многие из которых не сохранились и известны лишь из этого источника.
Р.
В 5720 /1960/ году его останки были перевезены в Землю Израиля и погребены на иерусалимском кладбище. В этих повторных похоронах участвовали десятки тысяч людей — была приостановлена работа не только многих учреждений, но и отменено назначенное на тот день заседание Кнессета, чтобы и его члены тоже смогли принять участие в похоронной процессии (Везэ шаар ашамаим с. 573—575).
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.