Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Споры, Рав Кук, Рав Александр Кац, Религиозный сионизм
Раби Цви-Песах бар Йеуда-Лейб Франк (5634-5721 /1873-1960/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев земли Израиля.
Родился четвертого тишрея 5634 /1873/ года в литовском городе Ковно (Каунасе).
Учился в ешиве г. Телза (Тельшая) у р. Шимона Шкопа, а затем — в ешиве Слободки.
В 5652 /1892/ году восемнадцатилетним юношей он приехал в Землю Израиля. Занимался в иерусалимской ешиве Эц хаим («Древо жизни») и вошел в число ближайших учеников р. Шмуэля Саланта, возглавлявшего ашкеназскую общину святого города.
В 5668 /1908/ году р. Франк стал даяном (судьей) в раввинском суде р. Шмуэля Саланта, а затем — и одним из его руководителей.
В период первой мировой войны он был вынужден скрываться от турецких властей, подвергавших интернированию или высылке из страны граждан государств Антанты (в юности р. Франк покинул Россию по американской визе и считался подданным США).
Осенью 5678 /1917/ года, когда наступающие английские войска уже приближались к Йерушалаиму, министр иностранных дел Великобритании лорд Бальфур выступил с декларацией, в которой евреям гарантировалось содействие в создании «национального дома на территории Палестины». Находясь в подполье, р. Франк заявил, что эта инициатива англичан является «явным признаком приближающегося конечного избавления» — он призывал своих последователей сосредоточиться на изучении законов храмового служения, чтобы оптимально подготовиться к грядущим событиям. Именно в эти недели, в своем подпольном убежище, оторванный от семьи и друзей, р. Франк углубленно изучал слова мудрецов, относящиеся к эпохе Машиаха и возведению Третьего Храма (Везэ шаар ашамаим с.448-449,460).
Вскоре после того, как в канун Хануки 5678 /1918/ года войска британского генерала Аленби изгнали турок из Йерушалаима, р. Франк был избран главой раввинского суда ашкеназской общины святого города.
В начале зимы 5679 /1918/ года р. Франк начал сотрудничать с прибывшим из Лондона руководителем Всемирной сионистской организации д-ром Хаимом Вейцманом. Они приступили к созданию некого Совета раввинов, который должен был, согласно их замыслу, объединить все еврейские общины святого города и со временем перерасти в Верховный раввинский суд, подобный древнему Санхедрину. Наряду с р. Франком, в осуществлении этого проекта участвовало также несколько ведущих сефардских и хасидских раввинов (там же с.467-468).
Однако в реальности эта инициатива, инспирированная сионистскими лидерами, привела не к объединению всех общин, а к расколу самой ашкеназской общины, во главе которой стоял р. Франк. Значительная часть знатоков Торы святого города объединилась в особую организацию — Эйда харедит (Общину богобоязненных). Руководители Эйда харедит категорически отвергали всякое сотрудничество с сионистскими лидерами и решительно выступали против создания «еврейского государства», во главе которого окажутся нечестивцы, сбросившие с себя «ярмо Торы».
В результате раскола в Йерушалаиме оказалось сразу два главных ашкеназских раввина: официальным главным раввином святого города стал один из лидеров религиозного сионизма р. Авраам-Ицхак Кук, а раввином от Эйда харедит — р. Йосеф-Хаим Зонненфельд. Р Франк, стремившийся отстраниться от разногласий, тем не менее остался руководителем раввинского суда той части общины, которая поддерживала р. Кука (там же с.460,468).
В 5695 /1935/ году р. Франк основал исследовательский центр Мидраш Бней Цион (Толкования сыновей Сиона), предназначенный для изучения законов, связанных со святостью Земли Израиля, — и в первую очередь, законов, касающихся обработки земли.
Он горячо поддерживал создание сельскохозяйственных поселений на Святой Земле, утверждая, что именно они являются надежной базой для будущего полного заселения Земли Израиля всем еврейским народом.
В 5696 /1936/ году, после смерти р. Кука, р. Франк сменил его на посту главного раввина Йерушалаима.
В том же, 5696 /1936/ году, он одобрил рекомендации британской «комиссии Пиля», согласно которым предусматривалось создание «на территории Палестины двух независимых государств: еврейского и арабского». Однако его оппоненты из Эйда харедит вновь отвергли предлагаемый компромисс: их не устраивала ни идея о создании сионистского государства, ни идея о разделе Святой Земли между двумя народами (там же с.487).
В 5690-х /1930-х/ — 5710-х /1950-х/ годах р. Франк был одним из самых авторитетных законоучителей Земли Израиля — со всех концов страны к нему обращались за решением спорных вопросов.
Его алахические респонсы были собраны в книгу Ар цви (Оленья гора; название книги можно перевести и как «Гора Цви» — по имени автора).
Р. Цви-Песах Франк умер двадцать первого кислева 5721 /1960/ года в Йерушалаиме — ему было восемьдесят семь лет.
Читайте: тема Религиозный сионизм и движение Мизрахи — «вязаные кипы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»