Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Душа, Иерусалим, Загробная жизнь, Смерть, Рав Александр Кац
Раби Йехиэль-Михл бар Аарон Тикочинский (5632-5715 /1872-1955/ гг.) — выдающийся законоучитель, машгиах иерусалимской ешивы Эц Хаим.
Родился пятнадцатого тевета 5632 /1872/ года в белорусском местечке Ляховичи, расположенном недалеко от г. Барановичей.
В месяце адар 5642 /1882/ года десятилетним мальчиком он прибыл в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.
Р. Йехиэль-Михл женился на внучке р. Шмуэля Саланта, возглавлявшего ашкеназскую общину святого города. Он стал одним из ближайших учеников и помощников р. Шмуэля.
В 5660 /1900/ году, в возрасте двадцати восьми лет, он стал машгиахом, а затем и административным руководителем крупнейшей иерусалимской ешивы Эц Хаим («Древо жизни»), основанной р. Шмуэлем Салантом.
В течение многих лет р. Йехиэль-Михл собирал и исследовал обычаи различных ашкеназских общин Святой Земли. В 5664 /1904/ году на основе этого материала он начал издавать «календарь Тикочинского», ставший вскоре знаменитым.
В ежегодных выпусках своего календаря он указывал основные обычаи и традиции, связанные с праздниками и другими особо отмечаемыми днями. Наряду с этим, он приводил точное время восхода и заката солнца, рассчитанное для каждого дня года, а также время многих других природных явлений, имеющих алахическое значение.
С течением лет этот календарь дополнялся и совершенствовался — он стал необходимой принадлежностью любой ашкеназской синагоги в Земле Израиля.
Уделяя большое внимание изучению законов Торы, связанных с различными природными и астрономическими явлениями, р. Тикочинский написал на эту тему ряд значительных сочинений, среди которых выделяются книги Ткуфат аХама убирката (Солнечный период и благословение, произносимое в связи с ним), Бейн ашмашот (В сумерках) и Сефер айоман (Дневник).
В кодексах Алахот Швиит (Законы седьмого года) и Сефер аШмита (Книга субботнего года) р. Тикочинский изложил основные алахические нормы, связанные с практическим выполнением законов «седьмого года» на Земле Израиля.
В его законодательных сводах Сефер Эрец Исраэль (Книга Земли Израиля) и Ир акодеш веаМикдаш (Святой город и Храм) приведены законы, отражающие уникальный алахический статус Святой земли и ее древней столицы — Йерушалаима.
Другой цикл его алахических сочинений посвящен святости еврейской семьи и особым законам, определяющим отношения между супругами. Эти темы он отразил в книгах Тоорат Исраэль (Целомудрие народа Израиля) и Аиша аль-пи хукат Исраэль (Женщина в еврейском законодательстве).
В 5707 /1947/ году, в возрасте семидесяти пяти лет, р. Тикочинский издал законодательный свод Гешер аХаим (Мост жизни). В этой книге он кодифицировал законы и обычаи, связанные с пребыванием человека на «мосту», соединяющем этот мир и мир Будущий.
На основе священных книг кабалы р. Тикочинский проследил процесс «перехода», начинающийся задолго до самого момента физической смерти и завершающийся спустя длительный период после отделения души от тела. Он подробно изложил требования закона, определяющие поведение умирающего и окружающих его людей, а также поведение скорбящих в период похорон и последующих дней траура. В особых разделах книги он рассказал и о таком сложнейшем явлении, как частичная материализация души умершего, посещающей мир живых.
Размышляя о духовном смысле последнего «перехода», р. Тикочинский отмечал: «Ведь точно так же, как пребывание зародыша в утробе матери, — это только “мост”, ведущий его к жизни более привлекательной и богатой возможностями, так и земная жизнь — это только “мост”, ведущий к жизни более значимой и насыщенной светом» (Гешер ахаим 3:1).
По его словам, момент последнего «перехода» может стать для человека прорывом в подлинную реальность. Этот процесс начинается с глубокого осознания мимолетности и иллюзорности земной жизни, затмевающей духовное зрение своей обманчивой яркостью. «Наша жизнь протекает во времени, которого не существует в реальности, — писал он. — Каждое мгновение, как и любая ничтожно маленькая его доля, не имеет иной реальности, кроме роли “перевозчика” из прошлого в будущее. В жизни этого мира нет “настоящего”. За то время, пока мы произносим слово “миг”, и даже за то время, пока мы только начали произносить первую букву слова “миг”, сам этот миг уже перестал быть будущим и стал прошлым. Все, что еще не произошло, — будущее, все, что уже произошло, — прошлое. И так день, и так же тысяча лет: вся жизнь человека — “как день вчерашний, когда он минул” (Теилим 90:4)» (Гешер ахаим 3:2).
Свой последний «переход» р. Йехиэль-Михл Тикочинский совершил восьмого нисана 5715 /1955/ года, оттолкнувшись от земли святого Йерушалаима.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.