Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Изучение Торы, Катастрофа, Хасиды, Рав Александр Кац, Гетто, Освящение Имени Всевышнего
Раби Арье-Цви Фрумер (5644-5703 /1884-1944/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог.
Родился в небольшом местечке в Верхней Силезии, на юге Польши.
С тринадцати лет занимался в ешиве выдающегося хасидского наставника р. Авраама из Сохачева (Авней Незер), и с течением времени стал одним из его ближайших учеников.
Р. Фрумеру было всего около двадцати лет, когда вышла в свет его первая книга Сиах асаде (Полевой куст), вызвавшая бурную одобрительную реакцию в мире знатоков Торы.
В 5670 /1910/ году двадцатишестилетний р. Фрумер сменил своего наставника во главе ешивы в Сохачеве.
В 5674 /1914/ году, в самом начале первой мировой войны, г. Сохачев, расположенный под Варшавой, был сожжен дотла, и ешива прекратила свое существование. В последующие годы р. Фрумер был раввином и главой ешив в польских городках Заверце и Сосновце.
В 5695 /1935/ году р. Фрумер возглавил ешиву Хохмей Люблин (Мудрецы Люблина), одну из самых авторитетной в Польше, — он сменил на этом посту ее основателя р. Меира Шапиро.
В том же, 5695 /1935/ году, он посетил Землю Израиля, где рассчитывал впоследствии поселиться вместе со своим адмором (хасидским наставником) р. Давидом из Сохачева.
Развивая получившую широкое распространение идею даф йоми (дневной лист Талмуда, изучаемый по всему еврейскому миру), р. Фрумер инициировал аналогичную программу синхронного изучения Мишны — мишна йомит.
Когда нацистские войска ворвались в Польшу, р. Фрумер перебрался в Варшаву, где обосновался и р. Давид из Сохачева. Р. Фрумер создал в варшавском гетто ешиву и на протяжении ряда лет проводил в ней занятия.
После подавления восстания, вспыхнувшего в гетто в нисане 5703 /1943/ года, р. Фрумера вместе с другими уцелевшими обитателями гетто перевели в концентрационный лагерь Майданек.
По свидетельству очевидца, выжившего в Майданеке, р. Фрумер приближался к газовой камере, пританцовывая и прихлопывая в ладоши, с благодарственной молитвой на устах: «Благословен Б-г, удостоивший меня погибнуть в освящение Его Имени» (Гдолей адорот).
Алахические респонсы р. Фрумера были изданы под названием Эрец Цви («Оленья земля» — так поэтично называют Землю Израиля; но также заглавие книги можно перевести и как «Земля Цви» — по имени автора, р. Арье-Цви).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.