Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Самопожертвование, Изучение Торы, Холокост, Хасиды, Рав Александр Кац, Гетто
Раби Менахем бар Элазар Земба (5643-5703 /1883-1943/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился тринадцатого элуля 5643 /1883/ года в Варшаве, в бедной хасидской семье. Его дед и отец были последователями р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей Арим), основателя хасидского «двора» в городке Гура (Гура-Кальварья), недалеко от Варшавы.
В раннем детстве лишился отца и изучал Тору под руководством своего деда, р. Авраама, которого окружал мистический ореол нистара (скрытого праведника).
Уже к семи годам мальчик основательно изучил и запомнил дословно несколько трактатов Талмуда. К одиннадцати годам он освоил и выучил наизусть почти весь Талмуд — с комментариями Раши, тосафистов, Роша и Маарша. Более того, он писал хидушим — аналитические заметки к Талмуду (Рав Аарон Сорский, Марбицей Тора меолам ахасидут т.5).
В восемнадцать лет он женился на Миндл, единственной дочери состоятельного варшавского коммерсанта р. Хаима Цедербаума, который принял на себя все заботы по обеспечению молодого ученого. В течение двадцати лет р. Земба усердно занимался Торой в небольшом кабинете, отведенном ему в доме тестя.
В будние дни он практически не покидал этой комнаты, забывая о еде до тех пор, пока ему ее не приносили, и засыпая лишь на несколько минут, чтобы предоставить передышку своим глазам. За эти годы он стал глубочайшим знатоком Иерусалимского и Вавилонского Талмудов, классических сборников мидрашей, а также всей талмудической литературы — от раннего Средневековья до своего времени (там же).
Следуя примеру отца и деда, р. Земба посещал хасидский «двор» в Гуре, во главе которого в тот период стоял р. Авраам-Мордехай Алтер (Имрей Эмет). Однако с годами он ощутил близость к путям служения Виленского Гаона и установил тесные контакты со знатоками Торы «литовского» направления — в первую очередь, с главным раввином г. Двинска (Даугавпилса) р. Меиром-Симхой Акоэном (Ор Самеах). Он учился также у раввина хабадской общины Двинска р. Йосефа Розина (Гаона из Рогачева, «Рогачевера»).
В течение ряда лет р. Замба занимался в хавруте (паре) с зятем Ор Самеаха, р. Авраамом Луфтбиром, и на основе этих совместных исследований он создал свою первую книгу Зера Авраам («Потомство Авраама»), в которой творчески синтезировал методы изучения Торы, характерные для «литовской» и «польской» школ.
Эта книга вызвала острый интерес в мире знатоков Торы и широко изучалась в ешивах Восточной Европы (там же).
В месяце кислев 5680 /1919/ года умер тесть р. Замбы — р. Хаим Цедербаум. Его памяти р. Замба посвятил свою новую книгу Тоцаот Хаим («Итоги жизни»), в которой рассматривались некоторые сложнейшие аспекты законов соблюдения шабата.
После смерти тестя он оказался перед дилеммой, каким путем прокормить семью: продолжить торговые дела покойного тестя или принять на себя обязанности раввина. Свое решение заняться коммерцией он мотивировал так: «В руководстве магазином мне смогут помочь жена и дети, а раввинские обязанности мне бы пришлось выполнять самому, отнимая слишком много времени от занятий Торой» (Гдолей адорот).
Евреи Варшавы говорили, что, когда р. Замба вынужден сидеть в своем магазине, то «в перерыве между двумя клиентами, он успевает изучить сложный фрагмент Талмуда». Услышав эту молву, р. Замба с улыбкой поправил: «Это совершенно неверно — наоборот, между двумя фрагментами Талмуда я успеваю принять одного клиента» (там же).
В 5690-х /1930-х/ годах р. Замба активно участвовал в деятельности всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля) и даже был избран на пост секретаря руководящего органа этой конфедерации — Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы). Он был также одним из руководителей Раввинского совета Варшавы.
Осенью, семнадцатого элуля 5699 /1939/ года, когда нацистские войска вторглись в Польшу, он решил остаться со своей общиной, несмотря на то, что для него приготовили документы, позволяющие выехать в нейтральные страны.
В его доме в варшавском гетто на протяжении нескольких лет собирался постоянный миньян. В эти годы он работал над алахическим исследованием, посвященным практическим аспектам выполнения заповеди Кидуш Ашем — освящения Имени Б-га (Бесетер раам с.350,405).
На собрании руководителей варшавского гетто, состоявшемся зимой 5703 /1943/ года, р. Замба вынес алахическое решение о правомочности массового восстания против нацистов.
Он погиб во время боев в гетто в первый день праздника Песах, пятнадцатого нисана 5703 /1943/ года, и был погребен в одном из варшавских дворов.
Все его рукописи — около десяти тысяч страниц — были уничтожены во время ликвидации гетто (Марбицей Тора меолам ахасидут т.5).
В 5718 /1958/ году его прах был с почетом перенесен на Землю Израиля (там же).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.