Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся польский раввин. В раннем детстве лишился отца и изучал Тору под руководством своего деда, р. Авраама, которого окружал мистический ореол нистара (скрытого праведника).

Раби Менахем бар Элазар Земба (5643-5703 /1883-1943/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился тринадцатого элуля 5643 /1883/ года в Варшаве, в бедной хасидской семье. Его дед и отец были последователями р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей Арим), основателя хасидского «двора» в городке Гура (Гура-Кальварья), недалеко от Варшавы.

В раннем детстве лишился отца и изучал Тору под руководством своего деда, р. Авраама, которого окружал мистический ореол нистара (скрытого праведника).

Уже к семи годам мальчик основательно изучил и запомнил дословно несколько трактатов Талмуда. К одиннадцати годам он освоил и выучил наизусть почти весь Талмуд — с комментариями Раши, тосафистов, Роша и Маарша. Более того, он писал хидушим — аналитические заметки к Талмуду (Рав Аарон Сорский, Марбицей Тора меолам ахасидут т.5).

В восемнадцать лет он женился на Миндл, единственной дочери состоятельного варшавского коммерсанта р. Хаима Цедербаума, который принял на себя все заботы по обеспечению молодого ученого. В течение двадцати лет р. Земба усердно занимался Торой в небольшом кабинете, отведенном ему в доме тестя.

В будние дни он практически не покидал этой комнаты, забывая о еде до тех пор, пока ему ее не приносили, и засыпая лишь на несколько минут, чтобы предоставить передышку своим глазам. За эти годы он стал глубочайшим знатоком Иерусалимского и Вавилонского Талмудов, классических сборников мидрашей, а также всей талмудической литературы — от раннего Средневековья до своего времени (там же).

Следуя примеру отца и деда, р. Земба посещал хасидский «двор» в Гуре, во главе которого в тот период стоял р. Авраам-Мордехай Алтер (Имрей Эмет). Однако с годами он ощутил близость к путям служения Виленского Гаона и установил тесные контакты со знатоками Торы «литовского» направления — в первую очередь, с главным раввином г. Двинска (Даугавпилса) р. Меиром-Симхой Акоэном (Ор Самеах). Он учился также у раввина хабадской общины Двинска р. Йосефа Розина (Гаона из Рогачева, «Рогачевера»).

В течение ряда лет р. Замба занимался в хавруте (паре) с зятем Ор Самеаха, р. Авраамом Луфтбиром, и на основе этих совместных исследований он создал свою первую книгу Зера Авраам («Потомство Авраама»), в которой творчески синтезировал методы изучения Торы, характерные для «литовской» и «польской» школ.

Эта книга вызвала острый интерес в мире знатоков Торы и широко изучалась в ешивах Восточной Европы (там же).

В месяце кислев 5680 /1919/ года умер тесть р. Замбы — р. Хаим Цедербаум. Его памяти р. Замба посвятил свою новую книгу Тоцаот Хаим («Итоги жизни»), в которой рассматривались некоторые сложнейшие аспекты законов соблюдения шабата.

После смерти тестя он оказался перед дилеммой, каким путем прокормить семью: продолжить торговые дела покойного тестя или принять на себя обязанности раввина. Свое решение заняться коммерцией он мотивировал так: «В руководстве магазином мне смогут помочь жена и дети, а раввинские обязанности мне бы пришлось выполнять самому, отнимая слишком много времени от занятий Торой» (Гдолей адорот).

Евреи Варшавы говорили, что, когда р. Замба вынужден сидеть в своем магазине, то «в перерыве между двумя клиентами, он успевает изучить сложный фрагмент Талмуда». Услышав эту молву, р. Замба с улыбкой поправил: «Это совершенно неверно — наоборот, между двумя фрагментами Талмуда я успеваю принять одного клиента» (там же).

В 5690-х /1930-х/ годах р. Замба активно участвовал в деятельности всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля) и даже был избран на пост секретаря руководящего органа этой конфедерации — Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы). Он был также одним из руководителей Раввинского совета Варшавы.

Осенью, семнадцатого элуля 5699 /1939/ года, когда нацистские войска вторглись в Польшу, он решил остаться со своей общиной, несмотря на то, что для него приготовили документы, позволяющие выехать в нейтральные страны.

В его доме в варшавском гетто на протяжении нескольких лет собирался постоянный миньян. В эти годы он работал над алахическим исследованием, посвященным практическим аспектам выполнения заповеди Кидуш Ашем — освящения Имени Б-га (Бесетер раам с.350,405).

На собрании руководителей варшавского гетто, состоявшемся зимой 5703 /1943/ года, р. Замба вынес алахическое решение о правомочности массового восстания против нацистов.

Он погиб во время боев в гетто в первый день праздника Песах, пятнадцатого нисана 5703 /1943/ года, и был погребен в одном из варшавских дворов.

Все его рукописи — около десяти тысяч страниц — были уничтожены во время ликвидации гетто (Марбицей Тора меолам ахасидут т.5).

В 5718 /1958/ году его прах был с почетом перенесен на Землю Израиля (там же).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»