Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, инициатор программы даф йоми (дневной лист Талмуда)

Раби Меир бар Яаков-Шимшон Шапиро из Люблина (5647-5694 /1887-1933/ гг.) — выдающийся законоучитель, инициатор программы даф йоми (дневной лист Талмуда).

Прямой потомок прославленного краковского раввина раби Натана-Нета Шапиро, автора кабалистического трактата Мегале Амукот («Открывающий глубины»). Среди его предков был также р. Пинхас Шапиро из Корица, один из основоположников хасидизма.

Родился седьмого адара 5647 /1887/ года в местечке Шац, на рубеже между Украиной и Румынией.

В юности прославился как «илуй (вундеркинд) из Шаца».

Его хасидским наставником был р. Исраэль из Чорткова.

В возрасте двадцати трех лет р. Меир стал раввином галицийского городка Галины и создал там ешиву.

Начиная с 5674 /1914/ года, он активно участвовал в деятельности всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля), а позднее возглавил ее польское отделение.

В 5680 /1920/ году он занял раввинский пост в г. Саноке, на юге-востоке Галиции, и перевел ешиву вслед за собой.

В 5683 /1923/ году р. Меир был избран депутатом польского Сейма, в котором представлял интересы еврейского населения страны.

В том же, 5683 /1923/ году, он выступил на конгрессе Агудат Исраэль, предложив грандиозный проект синхронного изучения Талмуда во всех общинах еврейского мира. По расчету р. Меира, изучая по одному листу в день, можно будет за семь с половиной лет завершить изучение всего Вавилонского Талмуда.

В работе конгресса, получившего название Акнесия агдола («Великое собрание»), принимали участие более девятисот делегатов из двенадцати европейских стран, а также из США, Земли Израиля и Ирака — среди участников присутствовало большинство духовных лидеров поколения. Опасаясь, что выступление молодого раввина из провинциального галицийского городка может пройти незамеченным, Хафец Хаим, который горячо поддерживал этот проект, решил привлечь к нему всеобщее внимание с помощью тщательно спланированной «военной хитрости». Он попросил р. Меира в день выступления прийти на заседание конгресса с двадцатиминутным опозданием. Р. Меир не знал, почему так следует поступить, но в точности выполнил указание праведника — и когда он появился в заполненном до краев зале, Хафец Хаим, сидевший в президиуме, поднялся и приветствовал его стоя. Вслед за старейшиной поколения поднялись со своих мест все члены президиума и все делегаты, а затем р. Меиру предоставили слово для выступления (Рав Хаим Розенберг, Тиферет Радомск с.40).

Конгресс принял резолюцию, поддерживающую проект, и в праздник Рош аШана, первый день нового 5684 года, тысячи евреев по всему миру начали первый цикл — с листа бет трактата Брахот.

Успех проекта в значительной степени предопределило то, что к нему подключился р. Авраам-Мордехай Алтер из Гуры, духовный лидер самого крупного в мире хасидского «двора». После завершения вечерней молитвы Рош аШана он взял в руки трактат Брахот, первый по порядку в Талмуде, и сказал, что направляется учить даф йоми. В тот же вечер к нему присоединились сотни, а в ближайшие дни — тысячи его хасидов, и проект, предложенный р. Меиром Шапиро обрел жизнь (Маасей авотейну, Ницавим).

В 5684 /1924/ году р. Меир возглавил крупную общину г. Петрукова.

Когда ему еще не было сорока, он издал сборник своих алахических респонсов, озаглавленный Ор аМеир (Озаряющий свет), — эта книга поставила его в ряд ведущих законоучителей поколения.

В 5690 /1930/ году Р. Меир занял пост главы раввинского суда г. Люблина. В этом городе он создал ешиву, получившую название Хохмей Люблин (Мудрецы Люблина).

Это была одна из первых в Польше ешив «литовского типа» — студенты не только учились, но также ели и спали под крышей ешивы. Уровень обучения был очень высоким — вступительные экзамены предусматривали доскональное знание не менее ста листов Талмуда. В ешиве занималось около пятисот студентов (R. Nachman Zakon The Jewish Experiencep.263).

Пятнадцатого швата 5691 /1931/ года в его люблинской ешиве состоялся торжественный праздник, посвященный завершению первого семилетнего цикла даф йоми — и в тот же день начался второй цикл.

Р. Меир говорил одному из своих учеников: «Ты знаешь, что у меня нет детей. Но я все же выполнил заповедь “Плодитесь и размножайтесь”, произведя на свет два своих детища — программу Даф йоми и ешиву Хохмей Люблин» (Р. Шмуэль Вознер, Меорот адаф айоми т.2, с.416).

Р. Меир Шапиро умер в Люблине седьмого хешвана 5694 /1933/ года — ему было всего сорок семь лет.

Его последняя болезнь продолжалась три дня. Когда положение стало угрожающим, р. Меир заметил, что окружающие его студенты испуганы и подавлены. И тогда он попросил, чтобы они танцевали и пели вокруг его ложа. Со слезами на глазах они выполнили волю наставника. Его последними словами был призыв, обращенный к танцующим ученикам: «Нор мит симха! Нор мит симха!» («Только в радости!») (R. NachmanZakon TheJewishExperience p.263).

В похоронной процессии участвовало более пятидесяти тысяч человек (Гдолей адорот). В 5719 /1959/ году его прах был перенесен из Люблина в Йерушалаим — в этом погребальном шествии также принимали участие десятки тысяч людей (Рав Давид Алахми, Хохмей Исраэль с.390).

Толкования Пятикнижия, принадлежащие перу р. Меира Шапиро, были собраны в книгу Имрей Даат («Речения мудрости»).

Его ученик р. Шмуэль Алеви Вознер («Шевет Алеви») является одним из ведущих законоучителей нашего поколения и главой ешивы Хохмей Люблин в Бней-Браке.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.