Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...

Но и при всем том, когда они будут в стране врагов своих не вызовут они у Меня отвращения и не буду гнушаться ими для того чтобы истребить их и нарушить союз Мой с ними, — ибо Я Г-сподь, Б-г их (Ваикра, 26:44)

По воле Вс-вышнего вынужден еврейский народ скитаться по миру, переселяясь из одной страны в другую, на протяжении многих столетий до поры, определенной Вс-вышним согласно Его плану. И когда именно насту­пит та пора — великая тайна, не дано человеку знать ее. Так устроил Вс-вышний, что еврейский народ будет существовать вечно и не раст­ворится среди других народов. А вожди Израиля еще в древности уста­новили те рамки, которые не дадут народу исчезнуть среди могучих волн бушующего моря и потонуть во время ураганного шторма.

Ор САМЕАХ — Раби Меир-Симха Акоэн из Двинска, 1843—1926 годы

Первым, кто указал путь еврейскому народу, был наш праотец Яаков, которому дано было увидеть весь ход истории вплоть до последних дней. Он знал, что его дети и внуки, весь еврейский народ, насчитывавший тогда семьдесят человек, оказавшись в Египте в окружении самоуверен­ного и отчаянного народа, могут бесследно исчезнуть. Ему удалось найти способ, чтобы избежать этого: потомки его будут отличаться своими именами и одеждой, и всякому будет ясно, что они отдельный народ. Кроме того, он завещал, чтобы похоронили его в Стране Израиля, а не в Египте. Ибо, если бы Яаков был по­хоронен в Египте, потомки его оставили бы надежду покинуть чужбину, и забыли бы о Стране Израиля, и осели бы в стране своего изгнания, счи­тая ее Родиной. Тем самым утратила бы свое значение Б-жественная миссия, возложенная на народ Израиля, ибо, пребывая в изгнании, стали бы евреи малой частью того народа, среди которого живут. Потому по­требовал Яаков похоронить его в Стране Израиля, чтобы знали его потом­ки, что там, где находятся могилы предков, там и будущее народа. И запечатлелись в сердцах сынов Израиля естественная привязанность и великая тяга к стране предков, а в тех странах, где им довелось жить, они всегда чувствовали себя чужеземцами. И никогда не рассматривали они эти страны как свой дом, а видели в них временное место жительства, нужное только до той поры, пока Вс-вышний не вызволит их оттуда. Так посе­лена была в сердцах сынов Израиля великая основа: не пускать корни в чужих странах и не уподобляться чужим народам, но отличаться от них всем своим поведением и образом жизни.

После разрушения Первого Храма оказались сыны Израиля в из­гнании, и никто в мире не мог себе представить, что они столь чудесным образом выживут и сохранятся. Ведь любой человек, знакомый с историей, знает, каким суровым испытаниям подвергался наш народ, малочисленный и малосильный. И лишь по воле Вс-вышнего происходило так, что останав­ливались сыны Израиля в каком-либо месте на столетие или на два, а за­тем жестокие ветры разрушали это пристанище и безжалостно разбрасы­вали евреев по другим странам и народам. И бежали сыны Израиля, и в новых местах создавали общины, обосновывались и благодаря своему уму преуспевали, постепенно забывая, что они лишь пришельцы в чужой стране, возомнив, что страна, в которой они живут, и есть их Родина. Они переставали ждать спасения, которое пошлет Вс-вышний, когда настанет для этого час. И тогда приходила страшная буря, которая раскатами грома напоминала каждому из них: «Ты — еврей! Иди в страну, о которой ты забыл, иди на Родину! И там Г-сподь будет тебе Б-гом, и там ты познаешь Его, если захочешь того».

Так устроен мир. Если найдет Израиль тихое пристанище среди на­родов, и удастся ему преуспеть на новом месте, а сыны первых поселенцев преуспеют больше отцов, то сыновья возгордятся и будут считать себя выше и лучше своих предков. Ибо таково естественное стремление челове­ка: увеличивать знание, открывать то, что скрыто было от прежних поко­лений. Таков путь человеческой логики, истоки которой в человеческом разуме, утверждающем, что есть прогресс, и каждое новое поколе­ние умнее и лучше предыдущего.

Но совершенно иное говорит нам Б-жественное учение, данное великим сынам нашего народа, над которыми всегда распростерта была сень Б-же­ственного Присутствия. И во времена, когда стоял в Иерусалиме Первый Храм, было среди народа Израиля много пророков, и во времена Второго Храма и в более поздние времена никогда не покидало их Б-жественное присутствие, и всегда открыт был их глазам Б-жественный свет. Но в последних поко­лениях ситуация изменилась, ибо в странах изгнания уменьшилось знание Торы, и мало есть мест, где собираются еврейские мудрецы, и нет у нас про­роков и провидцев, словно некая стена отделяет нас от Вс-вышнего.

Таково положение народа Израиля в изгнании: когда, спасаясь от нес­частий, преследований и изгнаний, приходят евреи в новую страну, мало среди них знатоков Торы, и из-за тяжелых преследований немногие из них знают Тору. Но затем, когда обоснуются они на новом месте, снова воз­рождается в них Б-жественный дух, живущий в их сердцах вечно, и зовет их вернуться к святому источнику самой их жизни. Они вернутся к изучению Торы и преуспеют так, что изучение Торы достигнет невиданных высот. Только тогда поймут, что этому поко­лению нечем похвастаться перед отцами и дедами, ибо прежние поколения были большими знатоками Торы. И что же остается люд­ской гордыне? Подталкивать человека на поиски «ошибок» мудрецов преж­них поколений… И начинает человек выдвигать разные суждения и раз­мышления, забывая то, что пришлось пережить нашему народу во время странствий по океану несчастий. Ещё немного и заявит он, что предки наши передали нам одну чепуху… И многие из сынов Израиля забудут, откуда происходит наш народ. Они будут считать себя обычными гражданами тех стран, где живут, и оставят изучение Торы и соблюдение законов своей религии. Вместо этого примутся штудировать чужие науки и философии, перейдут на языки тех народов, среди которых живут, и убедят самих себя, что Берлин — это и есть Иерусалим. И будут поступать, как худшие из народов, и будут вести себя далее еще хуже…

Вот тогда придет великая бу­ря, и вырвет Израиль из тех мест, где он хотел пустить корни, и оторвет от тех народов, которым он хотел уподобиться. И вернется еврейский народ к своим истокам и вспомнит утешения пророков, которые говорили о скончании времен, когда Израиль забудет Тору, а затем вернётся к ней. И в еврейском народе возродится священное чувство, и сыны его вернутся к изучению Торы и очень преуспеют в ее изучении и понимании — до­стигнув тех высот, что уже были достигнуты в прошлом. Это сохранит народ и весьма укрепит его. Тогда светом невиданной яркости воссияет мудрость праведников. Б-жественный свет будет обновляться, и великие открытия в Торе будут совершаться ежеминутно, и Б-жественное знание распространится в народе, и сияние славы Г-спода будет освещать на­род Израиля днем и ночью непрестанно.

Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев, большинство из которых так долго прожили в этой стране, что стали считать себя настоящими немцами. Их разбудили, дали 10 минут на сборы и выслали из страны, желая навсегда очистить «новую» Германию от евреев.

из журнала «Мир Торы», Москва


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего