Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац
Раби Яаков-Ицхак бар Ашер из Пшисхи (Аид Акадош; 5526—5574/1766—1813/ гг.) — хасидский наставник.
Родился в польском городе Пшедбуж. Его отец был главой раввинского суда и магидом (общественным проповедником) в этом городе.
После женитьбы поселился в Апте, целиком погрузившись в изучение Торы.
Просыпаясь в полночь, он окунался в микву и занимался до рассвета, — и никто из окружающих об этом не знал.
Под влиянием р. Моше-Лейба из Сасова (см.), который в этот период также жил в Апте, р. Яаков-Ицхак присоединился к хасидскому движению. В течение нескольких лет он был меламедом в ряде местечек, а затем по совету р. Давида из Лелова (см.) стал посещать «двор» выдающегося хасидского наставника р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.).
Вошел в число ближайших учеников Хозе, который видел в нем своего духовного преемника и продолжателя.
Поскольку его имя целиком совпадало с именем наставника, из уважения к Хозе в кругу учеников его не называли по имени, а просто на идиш Аид (Этот еврей) — под этим прозвищем он впоследствии и прославился.
По завершении поры ученичества он поселился в г. Пшисха.
В 5555 /1795/ году, после третьего раздела Польши, этот город отошел во владение Австро-Венгрии, а затем, по итогам Венского конгресса, был включен в состав Царства Польского, оккупированного Россией.
Благодаря деятельности Аида, вокруг которого объединились тысячи хасидов, этот город стал одним из самых значительных центров хасидиского движения.
Восхищаясь исключительным благочестием и духовной чистотой своего наставника, хасиды стали называть его Аид Акадош (Святой еврей).
В своей наставнической деятельности Аид Акадош особенно подчеркивал необходимость глубоко изучения Торы. Его исследования и размышления содержатся в его книгах Нифлаот айеуди (Чудеса еврея), Тиферет айеуди (Великолепие еврея), Торат айеуди (Тора еврея) и Кетер айеуди (Корона еврея).
Его ближайшими учениками были р. Симха-Буним из Пшисхи (см.), р. Моше из Лелова (см.) и р. Менахем-Мендл из Коцка (Коцкер Ребе; см.), ставшие духовными лидерами следующего хасидского поколения.
Р. Яаков-Ицхак из Пшисхи, Аид Акадош, умер девятнадцатого тишрея 5574 /1813/ года.
Руководство его хасидами перешло к р. Симхе-Буниму из Пшисхи. Впоследствии из основанной в Пшисхе школы развились такие важные и плодотворные хасидские направления, как Коцк и Гур.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо