Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац
Раби Яаков-Ицхак бар Ашер из Пшисхи (Аид Акадош; 5526—5574/1766—1813/ гг.) — хасидский наставник.
Родился в польском городе Пшедбуж. Его отец был главой раввинского суда и магидом (общественным проповедником) в этом городе.
После женитьбы поселился в Апте, целиком погрузившись в изучение Торы.
Просыпаясь в полночь, он окунался в микву и занимался до рассвета, — и никто из окружающих об этом не знал.
Под влиянием р. Моше-Лейба из Сасова (см.), который в этот период также жил в Апте, р. Яаков-Ицхак присоединился к хасидскому движению. В течение нескольких лет он был меламедом в ряде местечек, а затем по совету р. Давида из Лелова (см.) стал посещать «двор» выдающегося хасидского наставника р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.).
Вошел в число ближайших учеников Хозе, который видел в нем своего духовного преемника и продолжателя.
Поскольку его имя целиком совпадало с именем наставника, из уважения к Хозе в кругу учеников его не называли по имени, а просто на идиш Аид (Этот еврей) — под этим прозвищем он впоследствии и прославился.
По завершении поры ученичества он поселился в г. Пшисха.
В 5555 /1795/ году, после третьего раздела Польши, этот город отошел во владение Австро-Венгрии, а затем, по итогам Венского конгресса, был включен в состав Царства Польского, оккупированного Россией.
Благодаря деятельности Аида, вокруг которого объединились тысячи хасидов, этот город стал одним из самых значительных центров хасидиского движения.
Восхищаясь исключительным благочестием и духовной чистотой своего наставника, хасиды стали называть его Аид Акадош (Святой еврей).
В своей наставнической деятельности Аид Акадош особенно подчеркивал необходимость глубоко изучения Торы. Его исследования и размышления содержатся в его книгах Нифлаот айеуди (Чудеса еврея), Тиферет айеуди (Великолепие еврея), Торат айеуди (Тора еврея) и Кетер айеуди (Корона еврея).
Его ближайшими учениками были р. Симха-Буним из Пшисхи (см.), р. Моше из Лелова (см.) и р. Менахем-Мендл из Коцка (Коцкер Ребе; см.), ставшие духовными лидерами следующего хасидского поколения.
Р. Яаков-Ицхак из Пшисхи, Аид Акадош, умер девятнадцатого тишрея 5574 /1813/ года.
Руководство его хасидами перешло к р. Симхе-Буниму из Пшисхи. Впоследствии из основанной в Пшисхе школы развились такие важные и плодотворные хасидские направления, как Коцк и Гур.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.