Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Самопожертвование, Рав Александр Кац, Еврейская этика
Раби Элиэзер бар Ицхак Папо (Пеле йоэц; 5545-5588 /1785-1828/ гг.) — законоучитель и наставник мусара (еврейской этики).
Родился в боснийском городе Сараево.
Учился в ешивах этого города, а затем преподавал в них. Его ближайшим учеником был р. Йеуда-Шломо-Хай Алкалай, один из инициаторов массового возвращения евреев на Землю Израиля.
В 5581 /1821/ году р. Папо стал раввином города Силистры, расположенного на реке Дунай, отделяющей Болгарию от Румынии (в тот период город находился под турецким владычеством).
В 5584 /1824/ году в типографии Стамбула вышла в свет его книга Пеле йоэц (Чудесный советчик) — краткая энциклопедия еврейской этики. В этой книге были разъяснены такие основополагающие понятия иудаизма, как эмуна (вера), геула (конечное избавление), двейкут (близость к Б-гу), кавана (сердечный настрой при выполнении заповеди), цдака (благотворительность), кдуша (святость) и многие другие. Для удобства читателей темы книги расположены в алфавитном порядке.
В статье Мусар (Этика) р. Папо подчеркивал: «Постоянное изучение еврейской этики служит той лестницей, по которой человек сможет подняться на гору Б-га и приобрести душевную чистоту. …И даже тот, кому Б-г дал благой удел, поместив его среди постоянных обитателей дома учения, изучающих сложнейшие законы Торы, — и такой человек должен как можно больше заниматься книгами по этике, ведь главное — не изучение, а выполнение; и чем выше духовный уровень человека, тем с большим остервенением дурное влечение пытается соблазнить его и тем строже судит его Всевышний, рассматривая даже его неумышленные проступки как преступления. …И дурное влечение советует такому человеку: не к чему тебе заниматься мусаром — ведь в законодательных кодексах ясно указано, как следует поступать в различных случаях жизни. Однако, если человек изучает книги мусара, его сердце пробуждается: он стремится воплотить все изученное, вкладывая душу в то, что он изучает, и в то, что делает, — и наверняка это даст плоды, и его духовный мир обновится».
В статье Геула, посвященной конечному избавлению еврейского народа, р. Папо писал: «Человек, который изо дня в день с упованием ожидает скорого часа, когда Всевышний соберет изгнанников и приведет на Свою святую гору Сион, — такой человек не станет строить в чужой стране высоких и мощных домов, украшенных лепниной и росписью. …Ведь жизнь человека в этом мире преходяща и призрачна, независимо от того, обласкан ли он удачей или переживает дурные дни, — так как человек не ведает, что на самом деле является для него добром. И нет иного блага для человека в жизни, кроме служения, доставляющего радость его Творцу. Следовательно, мы должны стремиться к конечному избавлению не ради того, чтобы насладиться покоем и различными благами, но только лешем шамаим — ради славы нашего Отца, который на Небесах. В этом цель всех наших поступков и наших молитв, и в этом — весь человек».
Книга Пеле йоэц и по сей день считается шедевром литературы мусара во всех общинах диаспоры. Она выдержала около двадцати изданий — не только на иврите, но и на ладино, идише и арабском.
Р. Элиэзер Папо умер двадцатого тишрея 5588 /1828/ года, в возрасте сорока трех лет.
Согласно имеющейся традиции, в духовном озарении ему было открыто, что городу угрожает смертоносная эпидемия. Небесный Суд предложил ему выбор: или вспыхнет эпидемия, но он уцелеет — или он примет на себя преждевременную смерть, искупив всю общину. Р. Папо воспользовался возможностью спасти город.
В 5588 /1828/ году, в год его смерти, в типографии г. Салоников вышел в свет его комментарий на Пятикнижие, озаглавленный Алеф амаген (Защитник Единый). В 5601 /1841/ году там же, в Салониках, были изданы его аналитические заметки на кодекс Шульхан арух, названные Хесед леалафим (Милосердие тысячам; вторая часть этой книги была издана в Йерушалаиме в 5737 /1977/ г.). И, наконец, в 5743 /1983/ году в типографии Йерушалаима вышла в свет его книга Ходеш аавив (Месяц весны), содержащая комментарии к нескольким трактатам Талмуда.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»