Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Убийство, Алия, Рав Александр Кац, Колена Израиля
Раби Барух бар Шмуэль (р. Барух из Пинска; умер в 5594 /1834/ г.) — знаток Торы и врач.
Родился в г. Пинске, в белорусском Полесье.
В 5579 /1819/ году прибыл в Землю Израиля и присоединился к цфатской общине последователей Виленского Гаона, возглавляемой р. Исраэлем из Шклова.
В месяце хешване 5591 /1830/ года по поручению р. Исраэля из Шклова р. Барух отправился на поиск десяти «потерянных колен».
По сведениям, полученным руководителями общины, потомки этих колен обитали в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. После двух с половиной лет пути, в месяце ав 5593 /1833/ года, р. Барух прибыл в Сану, столицу Йемена. Здесь он был с почетом встречен местными знатоками Торы, оказавшими ему всяческое содействие. Сопровождаемый знаменитым йеменским кабалистом р. Ихье Абичем (5526-не ранее 5596 /1766-не ранее 1836/ гг.), р. Барух совершил путешествие в глубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, обитали потомки колена Дана. В пустыне они встретили пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан — он лишь взялся передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова, обещая привезти ответ в Сану еще до наступления праздника Рош ашана.
Р. Барух и р. Ихье Абич вернулись в Сану, но пастух не явился к назначенному сроку. Тем временем р. Баруху удалось с помощью врачебной науки, которую он изучал еще в Европе, излечить от смертельной болезни имама — верховного правителя Йемена. Имам назначил его своим придворным врачом, а затем и личным советником. В месяце шват 5594 /1834/ года в результате интриги сановников, которые завидовали его взлету к вершинам власти, р. Барух был застрелен имамом в дворцовом саду. Перед смертью он проклял имама и предрек, что в ближайшие дни он навсегда потеряет власть.
Имам повелел бросить мертвое тело р. Баруха на растерзание в свой зверинец — но голодные хищники даже не притронулись к телу, оставаясь от него на почтительном расстоянии. Тогда имам разрешил евреям Саны с почетом похоронить праведника. Несколько дней спустя вследствии дворцового переворота имам лишился власти над Йеменом (Энциклопедия левейт Исраэль т. 5 с. 155; Везэ шаар ашамаим с. 229-230).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»