Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алаха, Споры, Хасиды, Рав Александр Кац, Прага, Бедность, Комментарий
Раби Арье-Лейб бар Йосеф Акоэн Геллер (Кцот ахошен; 5505-5573 /1745-1813/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера, автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).
Родился на юге Галиции, в городке Калуше.
Семьи его отца и матери были настолько бедными, что и после свадьбы отец продолжал жить в доме своих родителей, а мать — своих, поскольку ни одна из семей не могла прокормить дополнительного взрослого едока. Поэтому в раннем детстве Арье-Лейб воспитывался в доме родителей отца, а его старший брат, Йеуда, — у родителей матери; и лишь спустя длительное время молодой семье удалось объединиться в отдельном доме (Гдолей адорот).
Изучал Тору под руководством старшего брата, р. Йеуды Каане (5500-5579 /1740-1819/ гг.), раввина г. Сигета, расположенного на реке Тиссе, разделяющей Галицию и Трансильванию. Впоследствии в одной из своих книг р. Арье-Лейб называл старшего брата своим «светочем и наставником», мудрость которого была для него «путеводным звездой» (Кцот ахошен ч.2).
Первая из знаменитых книг р. Арье-Лейба, написанная им, как он сам указывал в предисловии, «еще в годы детства и юности», называлась Шев шмайта (Прояснение алахи). В этой работе он исследовал многочисленные алахические проблемы, возникающие в сомнительных ситуациях, связанных с недостатком информации.
Тема этой книги в значительной степени перекликалась с темой не менее знаменитой книги старшего брата Кунтрас асфекот (Сочинение о сомнительных ситуациях), посвященной спорным ситуациям в вопросах имущественных отношений.
В молодые годы р. Арье-Лейб был раввином в галицейском местечке Ружентове. Здесь он создал наиболее значительную из своих книг, Кцот ахошен (Края нагрудника), — развернутый комментарий на Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника), один из разделов кодекса Шульхан арух.
В Ружентове молодой раввин жил в крайней бедности: в доме даже не было стола, и для работы он клал доску на два перевернутых бочонка. Зимой в комнате царил суровый мороз, и ему приходилось закутываться с головы до ног в одеяло — и так работать. Чернила замерзали, и он был вынужден то и дело оттаивать чернильницу под подушкой (Гдолей адорот).
Книга Кцот ахошен, отличающаяся исключительной остротой анализа и глубиной понимания алахических проблем, поразила современников. Выдающийся законоучитель р. Акива Эйгер писал, что, когда он ознакомился с Кцот ахошен, ему показалось, будто все алахические открытия, совершенные им до этого дня, уже собраны в этой книге.
Книга изучалась повсеместно в домах учения и вскоре стала одним из основных алахических источников по вопросам судопроизводства и имущественных конфликтов.
Впоследствии р. Арье-Лейб переехал из Ружентова в г. Лемберг (Львов) и преподавал там в ешиве. В 5548 /1788/ году он стал главным раввином города Стрыя, расположенного несколько севернее Калуша, города в котором он появился на свет. В Стрые р. Арье-Лейб возглавил и большую ешиву.
В эти годы он написал комментарий на Эвен аэзер (Камень помощи) — раздел кодекса Шульхан арух, связанный с семейным правом. Эта книга, озаглавленная Авней милуим (Камни для наполнения), также получила всеобщее признание и завоевала высочайший законодательный авторитет.
Стрый располагался в одном из оживленных очагов хасидского движения, — а поскольку р. Арье-Лейб принадлежал к решительным противникам хасидизма, избежать разногласий часто не удавалось. В ходе одного из таких конфликтов ему пришлось прибегнуть к суровой каре — он на месяц отлучил хасидов Стрыя от еврейской общины. Отлученные хасиды направились в Люблин, чтобы пожаловаться р. Яакову-Ицхаку Гурвицу (Хозе из Люблина), духовному руководителю всех польских хасидов. Однако, вопреки их ожиданиям, Хозе даже не принял их до истечения срока отлучения, пояснив: «Поскольку автор книги Кцот ахошен — великий мудрец Торы, вам запрещено попирать его авторитет» (Сарей амеа 4:9).
Р. Арье-Лейб Геллер умер девятнадцатого тевета 5573 /1813/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего