Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера, автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).

 

Раби Арье-Лейб бар Йосеф Акоэн Геллер (Кцот ахошен; 5505-5573 /1745-1813/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера, автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).

Родился на юге Галиции, в городке Калуше.

Семьи его отца и матери были настолько бедными, что и после свадьбы отец продолжал жить в доме своих родителей, а мать — своих, поскольку ни одна из семей не могла прокормить дополнительного взрослого едока. Поэтому в раннем детстве Арье-Лейб воспитывался в доме родителей отца, а его старший брат, Йеуда, — у родителей матери; и лишь спустя длительное время молодой семье удалось объединиться в отдельном доме (Гдолей адорот).

Изучал Тору под руководством старшего брата, р. Йеуды Каане (5500-5579 /1740-1819/ гг.), раввина г. Сигета, расположенного на реке Тиссе, разделяющей Галицию и Трансильванию. Впоследствии в одной из своих книг р. Арье-Лейб называл старшего брата своим «светочем и наставником», мудрость которого была для него «путеводным звездой» (Кцот ахошен ч.2).

Первая из знаменитых книг р. Арье-Лейба, написанная им, как он сам указывал в предисловии, «еще в годы детства и юности», называлась Шев шмайта (Прояснение алахи). В этой работе он исследовал многочисленные алахические проблемы, возникающие в сомнительных ситуациях, связанных с недостатком информации.

Тема этой книги в значительной степени перекликалась с темой не менее знаменитой книги старшего брата Кунтрас асфекот (Сочинение о сомнительных ситуациях), посвященной спорным ситуациям в вопросах имущественных отношений.

В молодые годы р. Арье-Лейб был раввином в галицейском местечке Ружентове. Здесь он создал наиболее значительную из своих книг, Кцот ахошен (Края нагрудника), — развернутый комментарий на Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника), один из разделов кодекса Шульхан арух.

В Ружентове молодой раввин жил в крайней бедности: в доме даже не было стола, и для работы он клал доску на два перевернутых бочонка. Зимой в комнате царил суровый мороз, и ему приходилось закутываться с головы до ног в одеяло — и так работать. Чернила замерзали, и он был вынужден то и дело оттаивать чернильницу под подушкой (Гдолей адорот).

Книга Кцот ахошен, отличающаяся исключительной остротой анализа и глубиной понимания алахических проблем, поразила современников. Выдающийся законоучитель р. Акива Эйгер писал, что, когда он ознакомился с Кцот ахошен, ему показалось, будто все алахические открытия, совершенные им до этого дня, уже собраны в этой книге.

Книга изучалась повсеместно в домах учения и вскоре стала одним из основных алахических источников по вопросам судопроизводства и имущественных конфликтов.

Впоследствии р. Арье-Лейб переехал из Ружентова в г. Лемберг (Львов) и преподавал там в ешиве. В 5548 /1788/ году он стал главным раввином города Стрыя, расположенного несколько севернее Калуша, города в котором он появился на свет. В Стрые р. Арье-Лейб возглавил и большую ешиву.

В эти годы он написал комментарий на Эвен аэзер (Камень помощи) — раздел кодекса Шульхан арух, связанный с семейным правом. Эта книга, озаглавленная Авней милуим (Камни для наполнения), также получила всеобщее признание и завоевала высочайший законодательный авторитет.

Стрый располагался в одном из оживленных очагов хасидского движения, — а поскольку р. Арье-Лейб принадлежал к решительным противникам хасидизма, избежать разногласий часто не удавалось. В ходе одного из таких конфликтов ему пришлось прибегнуть к суровой каре — он на месяц отлучил хасидов Стрыя от еврейской общины. Отлученные хасиды направились в Люблин, чтобы пожаловаться р. Яакову-Ицхаку Гурвицу (Хозе из Люблина), духовному руководителю всех польских хасидов. Однако, вопреки их ожиданиям, Хозе даже не принял их до истечения срока отлучения, пояснив: «Поскольку автор книги Кцот ахошен — великий мудрец Торы, вам запрещено попирать его авторитет» (Сарей амеа 4:9).

Р. Арье-Лейб Геллер умер девятнадцатого тевета 5573 /1813/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»