Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Согласно хасидскому преданию, он появился на свет благодаря благословению, полученному его родителями от основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това

 

Раби Ицхак-Айзик бар Моше-Йехезкель Тойб из Калива (Каливер Рав; 5511-5581 /1751-1821/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в венгерском местечке Серентче.

Согласно хасидскому преданию, он появился на свет благодаря благословению, полученному его родителями от основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това, который останавливался в их доме на пути в Землю Израиля (Алим летеруфа, Пекудей).

Рано стал сиротой. Воспитывался в доме одного из ведущих хасидских лидеров р. Шмуэля-Шмелке из Никольсбурга. Учился также у р. Элимелеха из Лиженска, возглавлявшего хасидское движение в Галиции, а затем и во всей Польше.

Женившись на своей двоюродной сестре, р. Ицхак-Айзик возвратился в Серентч.

В 5541 /1781/ году он возглавил общину г. Калива.

Каливер Рав (Раввин из Калива) стал первым хасидским лидером в Венгрии.

Он особенно прославился своими нигунами (мелодиями), завораживающими сердца и пробуждающими к раскаянию. Многие напевы он заимствовал у венгерских пастухов, написав к ним новые слова на венгерском языке или на идиш. Исключительной популярностью во всех хасидских общинах Европы пользовалась его песня «Голус, голус…», исходный мотив которой р. Ицхак-Айзик также услышал от пастухов (Алим летеруфа, там же).

Самые чарующие мелодии исходили из его уст в часы изучения Торы. Р. Ицхак-Айзик говорил: «Если слова Писания или Мишны не сопровождаются приятной мелодией и не поются, то такому изучению Торы недостает жизни — без нигуна душа не в состоянии соединиться с изучаемыми словами и достигнуть подлинной любви к Торе» (Сарей амеа 4:18).

Выдающийся хасидский лидер р. Хаим из Цанза (Диврей Хаим) называл духовные песни, сложенные р. Ицхаком-Айзиком, Кодеш Кодашим (Святая Святых).

Каливер Рав был одним из общепризнанных алахических авторитетов своего поколения — к нему обращались со спорными вопросами даже такие выдающиеся законоучителя, как главный раввин Праги р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда) и главный раввин Пресбурга (Братиславы) р. Моше Софер (Хатам Софер).

В последние годы жизни Каливер Рав страдал от изнурительных болей.

Предание рассказывает, что эти страдания он вызвал на себя сам. Однажды, во время духовного озарения, он достиг небесной обители, где пребывает душа Машиаха в ожидании своего земного воплощения. Каливер Рав увидел, что душа Машиаха испытывает мучительные страдания. Каливер Рав спросил о причине этих страданий, и душа Машиаха ответила, что она приняла мучения ради искупления грехов всего народа Израиля. «Но ты не должна страдать за меня!» — закричал Каливер Рав и попросил Небесный Суд, чтобы ему предоставили возможность искупать свои грехи самому — но лишь на одном условии: чтобы страдания приостанавливались на шабат.

И действительно, каждый шабат недуги оставляли его, и он чувствовал себя совершенно здоровым — однако на исходе дня изнуряющая боль немедленно возвращалась (Алим летеруфа, Пекудей).

Один из врачей, пораженный выдержкой р. Ицхака-Айзика, спросил его, как он может переносить такую острую боль. «Взгляните на это дело моими глазами, — предложил Каливер Рав, — и вы поймете, что нетрудно выдержать любые мучения. Ведь боли, которая была секунду назад, сейчас уже нет, и боли, которая будет через секунду, сейчас тоже нет. Так зачем мне думать о них?! Остается только боль, которую я испытываю в это мгновение, — но разве трудно пережить боль, которая длится всего мгновение» (р. Г. Сегаль, Элеф сипурим ктаним аль анашим гдолим 1:23).

Р. Ицхак-Айзик умер в Каливе на седьмой день второго месяца адар 5581 /1821/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»