Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Исраэль бар Шалом Фридман (р. Исраэль из Ружина; 5557-5611 /1796-1850/ гг.) – один из духовных лидеров поколения.
Происходил из рода царя Давида.
Согласно хасидской традиции, был одним из воплощений души царя Шломо, сына царя Давида (Сарей амеа 3:18).
Родился третьего тишрея 5557 /1796/ года. Его отец, р. Шалом из Пруговича, был сыном р. Авраама Малаха и внуком р. Дова-Бера (Магида из Межерича), преемника р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт). Его мать, ребецин Хава, была внучкой хасидского праведника р. Нахума из Чернобыля.
Женился в тринадцать лет. Потеряв в отрочестве отца и старшего брата, р. Исраэль остался единственным продолжателем рода Магида из Межерича.
Несмотря на обладание значительным состоянием, он, тем не менее, с юности вел аскетический образ жизни: ел крайне мало и спал в течение ночи не более двух часов (Сарей амеа 4:16).
Приобрел обширные познания во всех разделах Торы.
Выдающийся хасидский наставник р. Авраам-Йеошуа из Апты (Оэв Исраэль) утверждал, что, когда р. Исраэль появился на свет, «ангел забыл шлепнуть его по губам» (согласно Талмуду, в утробе матери младенца «обучают всей Торе», а затем, при появлении на свет, «ангел шлепает новорожденного по губам, и тот забывает все, чему его обучили» – Нида 30б). Однажды, находясь в гостях у р. Авраама-Йеошуа, юный р. Исраэль обронил свой гартл (пояс) – старец из Апты, стремительно нагнувшись, подобрал пояс и, обвязывая его вокруг талии юноши, произнес: «Я удостоился перепоясать живой Свиток Торы» (Гдолей адорот; Гдолей Русия).
Около 5575 /1815/ года р. Исраэль возглавил хасидскую общину в городке Ружине, расположенном недалеко от Киева. Тысячи хасидов со всей Украины приезжали к нему за советом и наставлением, привозя богатые дары – пидьёнот.
По воспоминаниям очевидцев, его дом в Ружине «имел вид княжеского жилища и отличался роскошью обстановки». Р. Исраэля окружали многочисленные слуги, разодетые по последней моде, он выезжал в позолоченной карете, запряженной четверкой рысаков – в его доме даже был собственный оркестр.
Р. Исраэль встречал гостей, облаченный в белоснежную шелковую мантию, скрепленную бриллиантовой брошью и перепоясанную золотым поясом, – его голову венчала золотая кипа. Он поражал людей своей величественной осанкой и благородством лица, полного царственного достоинства.
Он принимал посетителей с раннего утра до полуночи – и лишь на два часа, с одиннадцати утра до часу дня, запирался в своей комнате для сосредоточенной молитвенной медитации.
Посетителей было так много, что им приходилось дожидаться своей очереди в течение долгих дней, а порой и недель, – тогда как сама аудиенция продолжалась, в большинстве случаев, лишь считанные минуты. Р. Исраэль был крайне немногословен – принимая посетителей, он воздерживался от любых поучений и наставлений, а давал предельно краткий и, вместе с тем, очень точный совет. «Какое бы трудное, запутанное и темное дело ему ни представляли, – писал современник, – он тотчас своим проницательным умом схватывал его во всей глубине».
Наряду с хасидами, в Ружине можно было встретить немалое число иноверцев, нуждавшихся в разумном совете и руководстве: аристократов и полководцев, философов и ученых. В их кругу р. Исраэля называли «царем евреев» (Сарей амеа 3:18, 4:14; Гдолей Русия).
Уже к сорока годам р. Исраэль из Ружина стал одним из общепризнанных духовных лидеров поколения – хасиды видели в нем непосредственного преемника Бешта и Магида из Межерича. Его учениками были р. Хаим из Цанза (Диврей Хаим) и р. Ицхак-Меир из Гуры (Хидушей Арим), возглавившие следующее поколение хасидов.
Р. Исраэль помогал своим ученикам обрести духовную независимость. Предостерегая их об опасности, которая порой скрывается в отношениях между хасидами и их наставником, он рассказывал короткую притчу: «Темной ночью двое шли через лес, и у одного из них был фонарь; добравшись до развилки дорог, каждый из них повернул в свою сторону, и оставшемуся без фонаря, пришлось пробираться через бурелом на ощупь – поэтому, чтобы не заблудиться в непроглядной жизненной тьме, каждому необходим свой собственный источник света».
В 5598 /1838/ году р. Исраэль был арестован и заключен в следственную тюрьму уездного города Каменца, а затем Киева.
Поводом к аресту послужило убийство мойсера (доносчика), совершенное в местечке Дунаевцы Подольской губернии. Приятели мойсера – сами мойсеры – донесли властям, что убийство было совершено по приказу р. Исраэля из Ружина. И хотя за время следствия никаких улик обнаружено не было, р. Исраэля продержали в заключении около двух лет. По мнению историков, с помощью сфабрикованного доноса правительство Николая I попыталось расправиться с «царем евреев», в могучем влиянии которого российский император видел серьезную опасность для реализации своих планов насильственной русификации еврейского населения (Сарей амеа 4:19; Гдолей Русия).
После временного освобождения, связанного с резким ухудшением его здоровья, р. Исраэлю удалось с помощью своих сторонников тайно покинуть черту оседлости, а затем и бежать за пределы российской империи. Получив гражданство Австро-Венгрии, он обрел убежище в Садигуре (Садгоре), что на Буковине. В последнее десятилетие своей жизни он сумел создать здесь новый хасидский «двор», еще более великолепный и роскошный, чем в Ружине.
Последователи р. Исраэля утверждали, что он «явился на землю, чтобы проявиться в качестве Машиаха, но уровень поколения не позволил ему реализовать свое предназначение». Ученики передавали от его имени, что «Машиах откроется, прежде всего, в России». Р. Исраэль предрекал: «В конце времен самые цивилизованные и культурные из народов возненавидят евреев смертельной ненавистью, и когда они увидят, что, несмотря на все преследования, притеснения и гонения, им не удается отделаться от евреев, они силой выдворят их на Землю Израиля – свой жестокостью они заставят еврейский народ собраться на Святой Земле. Когда евреи погрязнут в духовном и материальном рабстве и не захотят возвращаться из галута (изгнания) по доброй воле, – народы мира насильно исторгнут их из своей среды» (Сарей амеа 3:18).
Духовное наследие р. Исраэля из Ружина отражено в его книгах Орот Исраэль (Светочи Израиля) и Нер Исраэль (Свеча Израиля).
Р. Исраэль Фридман, «Царь евреев», умер в Садигуре третьего хешвана 5611 /1850/ года.
Руководство садигурским «двором» унаследовал его сын р. Авраам-Яаков. Другой его сын, р. Менахем-Нахум, перенес ружинское хасидское движение в Румынию (Штефинешт).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.