Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Богатство, Виленский Гаон, Наука, Цдака, Уважение, Изучение Торы, Рав Александр Кац
Раби Йеошуа бар Цви-Гирш Цейтлин (5502-5582 /1742-1822/ гг.) — законоучитель и меценат.
Родился в г. Шклове.
Изучал Тору у отца.
К десяти годам он знал почти наизусть несколько талмудических трактатов из раздела Моэд (Праздники) — в том числе и сложнейший трактат Бейца с комментариями тосафистов (Сарей амеа 2:7).
Продолжил свое образование в Минске, под руководством выдающегося законоучителя р. Арье-Лейба Гинзбурга (Шаагат арье). С юности был дружен с р. Хаимом Воложинером, основавшим впоследствии Воложинскую ешиву.
Около 5524 /1764/ года р. Йеошуа вернулся в Шклов и, женившись на дочери одного из местных богачей, активно включился в предпринимательскую деятельность тестя. Проявив незаурядный коммерческий талант, быстро разбогател.
Его деловые связи простирались далеко за пределы Белоруссии и Литвы. Основательно изучив русский язык, он сумел заручиться поддержкой князя Потемкина, фаворита российской императрицы Екатерины II. Р. Цейтлин стал казначеем князя Потемкина и получал от него многочисленные подряды — именно р. Цейтлин обеспечивал снабжение российской армии в годы русско-турецкой войны, завершившейся в 5534 /1774/ году выгодным для России миром. Благодаря рекомендации Потемкина, р. Цейтлин получил аудиенцию у Екатерины II, присвоившей ему почетное звание «советник императорского двора» (там же 2:7, 2:8).
В самые кипучие периоды своей политической и коммерческой деятельности р. Цейтлин не прерывал своих ежедневных занятий Торой. Он преподавал в шкловской ешиве — самой большой в Белоруссии и Литве; благодаря его деятельности Шклов стал вторым по значению, после Вильно, центром изучения Торы в литовском крае.
Современники говорили: «Проверьте всех евреев Шклова, от главы общины и до извозчика, и не найдете ни одного, кто бы не знал наизусть несколько трактатов Талмуда» (там же 2:7).
Во время своих многочисленных поездок из Шклова в Санкт-Петербург р. Цейтлин, как правило, останавливался в Вильно и встречался с Виленским Гаоном, к ученикам которого он себя относил.
Во всех направлениях своей деятельности он не предпринимал ни одного значительного шага, не спросив предварительно совета Гаона. Он решительно поддерживал Гаона в его борьбе с хасидизмом (там же 2:8).
Составив одно из крупнейших в западном крае состояний, р. Цейтлин приобрел роскошное имение Устье, расположенное под г. Могилевом; на принадлежащих ему полях работало более девяти сотен крепостных. В Устье он построил дворец, в котором разместил свое огромное собрание еврейских книг и рукописей. В этом имении р. Цейтлин основал дом учения и собрал в нем целый ряд выдающихся знатоков Торы — в основном, учеников Виленского Гаона.
Всех, кто занимался в устьинском доме учения, р. Цейтлин содержал на свой счет. Кроме того, он щедро жертвовал крупные суммы на помощь беднякам и на другие благотворительные нужды.
По утверждению р. Хаима Воложинера, «р. Йеошуа удостоился и величайших познаний в Торе, и величайшего богатства потому, что использовал свое достояние лишь на благо своих братьев, евреев, а не для себя лично» (Гдолей адорот).
Наряду с углубленным изучением Торы, некоторые раввины, поселившиеся в Устье, занимались также естественными науками.
Р. Биньямин Ривлин собирал лекарственные растения и составлял из них целебные эликсиры; р. Барух Шик организовал химическую лабораторию, а также, по просьбе Виленского Гаона, перевел на иврит ряд книг по естественным наукам и математике (Сарей амеа 2:8).
Дворец в Устье посещали и многие иноверцы: сановники, политики, коммерсанты, ученые-естествоиспытатели (там же).
В 5580 /1820/ году р. Цейтлин издал книгу Амудей агола (Столпы изгнания), ставшую итогом его многолетних алахических исследований. В книге содержался обстоятельный комментарий на законодательный кодекс Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей), составленный французским тосафистом р. Ицхаком из Корбейля (Смак).
Р. Йеошуа Цейтлин умер первого элуля 5582 /1822/ года, в возрасте восьмидесяти лет.
Его внук титулярный советник Григорий Перетц был членом декабристского Союза благоденствия (Декабристы. М. «Наука», с. 139-140).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего