Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Польша, Хесед, Рав Александр Кац
Раби Йеошуа-Эшиль бар Яаков (р. Эшиль из Кракова; ок. 5355—5424 /1595—1663/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из наиболее почитаемых и любимых духовных лидеров еврейского народа.
Родился в г. Люблине.
Уже в раннем детстве проявилась исключительная острота и гибкость его ума. Сохранилось множество рассказов об этом периоде его жизни. Однажды его отец, р. Яаков, упрекнул его: «Эшиле, посмотри, как велика разница между нами! Я носил свои ботинки целый год до того, как они начали рваться. У тебя же — полгода еще не прошло, а ботинки уже порвались». Четырехлетний Эшиле возразил: «Это же естественно — ты большой, а я — маленький. И там, где ты делаешь один шаг, мне приходится делать два…» (Сарей амеа 1:16).
Йеошуа-Эшиль учился у своего отца, р. Яакова, который возглавлял большую ешиву в Бриске (Бресте), а затем — в Люблине.
К шести годам он стал знатоком Танаха, к семи — уже разбирался в нескольких трактатах Талмуда. В восемь лет он начал выступать с алахическими уроками. С пятнадцати лет он, свободно ориентируясь в самых трудных местах Талмуда, помогал отцу в руководстве ешивой (Сарей амеа, там же).
Совершенствовал свои познания у выдающегося законоучителя и комментатора Талмуда Маарама из Люблина (см.).
После смерти отца, последовавшей в 5404 /1648/ году, возглавил люблинскую ешиву.
После катастрофы польского еврейства, связанной с восстанием казаков в 5408—5409 /1648—1649/ годах, р. Эшиль собрал в богатой общине г. Вены значительные средства для помощи пострадавшим и для выкупа захваченных в плен.
В 5410 /1650/ году он был избран раввином г. Люблина. В 5414 /1654/ году, после смерти главы краковской общины, выдающегося законоучителя р. Йом-Това Геллера (см.), р. Эшиль стал раввином Кракова (с тех пор его стали называть «раби Эшиль из Кракова», и это имя закрепилось за ним в еврейской истории).
С особой любовью относились к р. Эшилю бедняки Кракова — он всегда решительно и самоотверженно защищал их от притеснений со стороны еврейских богачей и магнатов.
Однажды р. Эшиля упрекнули в том, что он относится к богачам без должного уважения, указав ему на то, что, по свидетельству Талмуда, даже р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны, «почитал богачей» (Эрувин 86а). Р. Эшиль с улыбкой отпарировал: «Я вам расскажу, каким именно образом р. Йеуда Анаси “почитал богачей”. В Мишне написано: “Урон, нанесенный глухонемым, душевнобольным и малолетним, особенно опасен — ведь тот, кто нанес им ущерб, подлежит наказанию, а они, если наносят ущерб другим, от наказанья освобождаются” (Бава кама 8:4). И возникает вопрос, почему же р. Йеуда Анаси не вписал сюда богачей, если нанесенный ими урон, безусловно, столь же опасен: ведь тот, кто наносит им ущерб, подлежит строжайшему наказанию, а они, если наносят ущерб другим, от наказанья освобождаются. А объяснение таково: поскольку р. Йеуда Анаси “почитал богачей”, он не хотел упоминать их в таком контексте — рядом с глухонемыми, душевнобольными и малолетними… (Сарей амеа, там же).
В краковский период своей жизни р. Эшиль становится одним из общепризнанных духовных лидеров поколения — со всех концов Европы к нему обращаются за решением спорных вопросов.
И в законотворчестве, и в исследовании Талмуда р. Эшиль проявлял исключительную остроту и парадоксальность мышления. К сожалению, большинство его сочинений было утеряно в перипетиях того бурного времени. Сохранившиеся хидушим (аналитические заметки) были собраны после его смерти и изданы отдельной книгой под названием Хидушей алахот (Законодательные заметки). Уцелевшие респонсы рассеяны по различным алахическим сборникам.
Из его многочисленных учеников особенной славы удостоились р. Аарон-Шмуэль Кайдановер (Мааршак; см.) и р. Шабтай Коэн (Шах; см.) — духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев.
Р. Эшиль умер в Кракове двадцатого тишрея 5424 /1663/ года.
Его правнуками были выдающиеся законоучителя — главный раввин Праги р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда; см.), и главный раввин Берлина р. Цви-Гирш Левин (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.