Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Богдан Хмельницкий, Польша, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Шабтай-Шефтель бар Йешая Гурвиц (ок. 5350-5420 /ок. 1590-1660/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился, предположительно, в г. Кракове. Сын и ученик прославленного кабалиста р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.), автора книги Шней лухот абрит (Две скрижали завета).
После того, как в 5380 /1620/ году р. Йешая Гурвиц отбыл из Праги в Землю Израиля, р. Шабтай-Шефтель в течение шести лет был главою пражской ешивы и городским даршаном, выступающим с нравоучительными проповедями в синагогах. Впоследствии он возглавил раввинский суд и ешиву в г. Франкфурте на Майне, а затем — в Познани, столице Великой Польши; он принимал активное участие в работе Совета четырех земель.
В период казацкого восстания под предводительством Богдана Хмельницкого, р. Шабтай-Шефтель обрел убежище в Австрии. Он сложил траурную элегию, посвященную погибшим в погромах. «Губил их меч на улице и ужас в домах, — оплакивал он погибших. — Мужчины и женщины, юноши и девушки, как овцы, подставляли шею под нож, не желая спасти свою жизнь служением чужим богам».
В последние годы жизни р. Шабтай-Шефтель был главным раввином Вены. Во всех городах, где он стоял во главе общины — в Вене, Познани и Франкфурте, — когда-то был раввином его отец.
Р. Шабтай-Шефтель написал книгу Вавей аамудим (Крюки на столбах; имеются в виду столбы, используемые при возведении Скинии — переносного Храма в пустыне). В книге изложены основы еврейского мировоззрения; она состоит из шести разделов — аамудим (столбов), в каждом из которых основательно исследуется одно из фундаментальных понятий еврейской традиции: Тора, Служение, Милосердие, Закон, Истина и Мир. Автор рассматривал свою работу как развернутое введение к знаменитому трактату отца, Шней лухот абрит, и поэтому издал оба сочинения одной книгой.
В последующих поколениях книга Вавей аамудим изучается в качестве отдельного, самостоятельного произведения.
Р. Шабтай-Шефтель Гурвиц умер в Вене в 5420 /1660/ году.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.