Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнеописание выдающегося законоучителя и кабалиста Раби Йом-Това бар Натан Алеви Геллера

Раби Йом-Тов бар Натан Алеви Геллер (Тосафот Йом-Тов; 5339-5414 /1579-1654/ гг.) – выдающийся законоучитель и кабалист.

 

 

Родился в Германии, в маленьком баварском городке. Его отец, р. Натан, умер еще до его рождения; ребенок воспитывался в доме деда, р. Моше Алеви, который был главным раввином Германии.

 

 

Изучал Тору и Талмуд у Маараля из Праги (см.). Под влиянием Маараля приобрел также обширные познания в кабале, философии, грамматике святого языка, а затем и в математике, естествознании и астрономии.

 

 

В 5357 /1597/ году, в возрасте восемнадцати лет, стал даяном в пражском суде, возглавляемом Мааралем, и входил в состав этого суда в течение двадцати восьми лет.

 

 

В 5369 /1609/ году – в год смерти своего наставника, Маараля, – р. Йом-Тов начал работу над комментарием к Мишне. Его объяснения отличались особой обстоятельностью и глубиной; во многих случаях, чтобы полнее раскрыть слова Мишны, ему приходилось прибегать к своим познаниям в естественных науках. По целому ряду вопросов молодой автор – р. Йом-Тову тогда едва перевалило за тридцать – убедительно оспаривал точку зрения, выраженную в уже ставшем классическим комментарии р. Овадьи из Бартануры (см.).

 

 

Книга была названа Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това) – в этом названии подразумевалось, что точно так же, как толкования тосафистов дополняли и уточняли комментарий Раши (см.) к Талмуду, новый комментарий р. Йом-Това призван дополнить и уточнить комментарий р. Овадьи из Бартануры на Мишну.

 

 

Комментарий р. Йом-Това был впервые издан в Праге в 5374 /1614/ году – в этот год автору исполнилось только тридцать пять лет.

 

 

В большинстве классических изданиях Мишны комментарий р. Йом-Това Геллера печатается рядом с основным текстом – наряду с комментарием р. Овадьи из Бартануры.

Тогда же, в пражский период своей жизни, р. Йом-Тов написал комментарий на кодекс Роша (см.) – этот комментарий состоял из трех частей, названных Мааданей Йом-Тов (Праздничные лакомства), Пильпула харифта (Острые рассуждения) и Диврей хамудот (Желанные речи). Комментарий вышел в свет в Праге в 5379 /1619/ году.

 

 

В классических изданиях Талмуда он печатается в приложении, рядом с основным текстом кодекса Роша.

В этих книгах, прославивших имя р. Йом-Това Геллера, в полной мере проявилось влияние его учителя, Маараля, – и в привитом с юности интересе к углубленному изучению Мишны, и в особом аналитическом подходе к законотворчеству. Один из последующих пражских раввинов, р. Шломо-Йеуда Рапопорт (см.), подчеркивал, что «великая мудрость Маараля наиболее полно выразилась не в создании Голема (искусственного человека), но в ученике, ставшем его преемником, – в великом мудреце и гаоне, авторе Тосафот Йом-Тов, который не отступал с путей, проторенных своим наставником, и во всем следовал за ним, и в законотворчестве, и в подходах к изучению Мишны и Талмуда, и в постижении естественных наук, и в вопросах этики и морали».

В 5385 /1625/ году р. Йом-Това пригласили возглавить общину столицы Моравии, города Никольсбурга (ныне Брно), в котором полувеком раньше начинал свою раввинскую деятельность Маараль. А уже полгода спустя р. Йом-Тов был избран на должность главы раввинского суда Вены.

В разгар Тридцатилетней войны, вспыхнувшей между протестантами и католиками еще в 5378 /1618/ году, император-католик Фердинанд II Габсбург для покрытия военных расходов обложил еврейские общины новым непомерным налогом. Р. Йом-Тов был назначен руководителем комиссии по распределению этих выплат. Стремясь облегчить положение неимущих, он переложил основную тяжесть платежей на плечи состоятельных членов общины. И тогда один из пражских богачей написал донос, обвинив р. Йом-Това в том, что в своих речах и сочинениях он поносит христианские святыни. Летом 5389 /1629/ года р. Йом-Тов был схвачен и посажен в заключение вместе с уголовными преступники. Церковный суд, заседания которого проходили в Вене, приговорил его к смертной казни – за оскорбление христианской веры и церкви. Благодаря усилиям многочисленных ходатаев император Фердинанд II «милосердно» заменил казнь баснословным штрафом в десять тысяч гульденов.

Р. Йом-Тов подробно описал свои злоключения в увлекательной автобиографической хронике Мегилат эйва (Свиток ненависти).

В 5391 /1631/ году разоренный р. Йом-Тов покинул пределы империи Габсбургов и переселился в Польшу. На протяжении ряда лет он был раввином в Люблине, Бриске (Бресте), Немирове, Людмире; активно участвовал в работе «Совета четырех земель».

 

 

В 5403 /1643/ году он был избран главным раввином Кракова, столицы Малой Польши, заменив на этом посту выдающегося законоучителя р. Йоэля Сиркиса (Баха; см.); возглавлял также краковскую ешиву.

 

 

В 5408-5409 /1648-1649/ годах р. Йом-Тов стал свидетелем трагедии, поразившей общины восточной Польши в дни восстания казаков, возглавляемых Богданом Хмельницким. Р. Йом-Тов сложил несколько траурных элегий (слихот), посвященных жертвам этих погромов.

 

 

Из других его сочинений наиболее известен кабалистический комментарий Тув таам (Добрый смысл), разъясняющий знаменитые толкования к Пятикнижию, написанные кабалистом из Испании р. Бахьей Ибн Халавой (см.).

 

 

Р. Йом-Тов Геллер умер в Кракове шестого элуля 5414 /1654/ года в возрасте семидесяти пяти лет.

 

 

 


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.