Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина, выдающегося преподавателя Торы

Раби Шалом бар Йосеф Шахно (5255—5319 /1495—1558/гг.) — один из духовных лидеров поколения, выдающийся преподаватель Торы.

В течение многих лет учился в ешиве р. Яакова Поляка (см.).

Около 5280 /1520/ года был избран раввином г. Люблина. Возглавил ешиву этого города, привлекавшую многочисленных учеников не только из Польши, но и из других стран рассеяния. Содержал учеников на свои средства.

Р. Шахно перенял и развил метод эвристического изучения и преподавания Талмуда — пилпуль, которым прославился его наставник, р. Яаков Поляк.

За сорок лет руководства ешивой р. Шахно подготовил несколько поколений знатоков Торы. Наиболее выдающимся из его учеников был его зять р. Моше Исерлис (Рамо; см.), автор книги Мапа (Скатерть), вошедшей в качестве интегральной части в кодекс Шульхан арух.

Рава Шахно именовали почетным титулом «наставника всех евреев диаспоры». Рамо писал, что «все значительные знатоки Торы в этой стране (т.е. в Польше) — его ученики».

Подобно своему наставнику р. Яакову Поляку, р. Шахно не оставил после себя письменных сочинений: существуют свидетельства, что его много раз просили издать сборник его псаков (законодательных решений), однако он противился этому, из скромности не желая, чтобы современники и потомки руководствовались его указаниями. Более того, он даже не позволял копировать свои респонсы — ответы на сложные алахические вопросы, присылаемые ему со всех концов еврейского мира. И тем не менее его ученик Рамо приводит в своей книге Даркей Моше целый ряд законодательных решений, вынесенных р. Шахно.

Р. Шалом Шахно умер в Люблине, в первый день месяца кислев 5319 /1558/ года.

Во главе люблинской общины и знаменитой ешивы встал его сын и ближайший ученик р. Исраэль Шахно.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.