Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Гет, Споры, Рав Александр Кац, Херем
Раби Яаков бар Йосеф Поляк (умер в 5290 /1530/ г.) — духовный лидер мудрецов Восточной Европы.
Родился в Польше. В юности учился в ешивах Германии (здесь и закрепилось за ним фамильное прозвище Поляк). Был ближайшим учеником нюренбергского раввина Яакова Маргалита (см.).
После женитьбы переехал в столицу королевства Богемии, Прагу: он стал главой раввинского суда и ешивы этого города. Здесь его учеником был р. Меир Кацнельбоген (Маарам из Падуи; см.), ставший впоследствии главой мудрецов Италии.
Одно из законодательных решений, вынесенных р. Поляком в Праге, вызвало бурную полемику среди мудрецов всей диаспоры. Произошло следующее: девочка-сирота, которую родственники выдали замуж, требовала расторгнуть брак, но ее муж отказывался предоставить ей гет (разводное письмо). И тогда р. Яаков Поляк применил старинное постановление мудрецов о меуне (отказе). В этом постановлении предусматривалось, что в случае, если малолетняя сирота, лишившаяся отца, была выдана замуж другими родственниками, то до достижения совершеннолетия она имеет право потребовать расторжения брака — и в таком случае брак считается недействительным изначально.
Муж сироты опротестовал решение р. Поляка, апеллировав к самым авторитетным законоучителям поколения — и многие ведущие раввины Италии и Германии, среди которых был и р. Яаков Маргалит, наставник р. Поляка, оспорили его псак. Они мотивировали свою позицию тем, что постановление о меуне давно утратило законную силу, так как его не применяли в течение нескольких поколений: ведь в прошлом оно давало в руки малолетних жен чересчур мощное оружие, которым они могли сгоряча воспользоваться при любой пустяковой ссоре.
От р. Яакова Поляка потребовали, чтобы он отказался от своего решения, но он продолжал отстаивать свою точку зрения — и тогда главы поколения наложили на него херем (отлучение от общины).
В 5252 /1492/ году р. Яаков Поляк был вынужден оставить Прагу и вернуться к себе на родину, в Польшу.
И все же, в последующих поколениях спор о миюне был разрешен в его пользу: ученики его учеников, выдающиеся законоучителя Мааршаль (см.) и Рамо (см.), установили алаху в соответствии с его мнением.
Поселившись в Кракове, р. Яаков Поляк стал раввином небольшой общины выходцев из Богемии. В 5263 /1503/ году специальным указом польского короля Александра он был назначен главным раввином Кракова и всей Малой (юго-западной) Польши.
В Кракове р. Яаков Поляк основал ешиву, привлекавшую сотни учеников. Он широко применял для обучения метод пилпуль, разработанный еще мудрецами Талмуда. Этот метод, связанный с поиском и разрешением противоречий, вырабатывал у учеников исключительную гибкость мышления.
Благодаря его деятельности Краков стал новым центром Торы для всей Европы. И если прежде юноши из Польши и Богемии уезжали изучать Тору в ешивах Германии, то теперь одаренная молодежь со всей стран Европы собиралась в Кракове. Наиболее выдающимся из его учеников был р. Шалом Шахно (см.), ставший духовным лидером следующего поколения мудрецов Польши.
В старости р. Яаков Поляк поднялся в Землю Израиля (мудрецы Святой Земли называли его р. Яаков Иш Йерушалаим — р. Яаков-иерусалимец). Умер в 5290 /1530/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»