Рав Шломо Карлебах (или иногда Карлибах, 14.01.1925 — 20.10.1994 гг.) был раввином, певцом и общественным деятелем, личностью яркой и неординарной. Он приблизил к Торе большое количество евреев благодаря своим песням и историям, которые он исполнял по всему миру. В жизни советских евреев раби Шломо сыграл особую роль, когда в годы глухого застоя организовал празднование Симхат Тора в московской синагоге на ул. Архипова.
Оглавление
Страницы биографии рава Шломо Карлебаха [↑]
Шломо Карлебах родился в Берлине, в семье знаменитой раввинской династии, и был назван в честь своего деда рабби Шломо Карлебаха, одного из духовных лидеров Германии конца ХIХ века.
Успев еще до войны вместе с семьей перебраться в США, Шломо Карлебах учился в ешиве «Тора ве-даат», а затем был принят в ставшую затем знаменитой ешиву в Лейквуде (штат Нью-Джерси), основанную равом Аароном Котлером.
В 1951 г. Шломо Карлебах получил раввинскую смиху и вскоре начал выступать перед студентами различных американских университетов, приближая их к иудаизму.
Р. Карлебах выработал свою собственную концепцию приближения евреев к Торе. Сначала это были только беседы, в 1959 появился первый записанный диск с песнями, затем — интерпретации хасидских историй.
Круг выступлений р. Карлебаха с годами расширялся и к концу его жизни охватывал города и страны уже почти всего земного шара, где жили хоть какие-то евреи. Раби Карлебах закончил свою жизнь там, где и провел большую ее часть, — в самолете, по пути на очередное выступление…
«Танцующий раввин» [↑]
Его по-разному называли: «Танцующий Рабби», «Поющий Рабби», «Хиппи Рабби», мудрец Торы, хасид, цадик, грешник…
К нему по-разному относились: от фанатичного почитания — до полного неприятия. Многие раввины не могли простить р. Карлебаху его нетрадиционного подхода к иудаизму: он выступал перед смешанной публикой и не требовал от молодежи соблюдения правил Алахи.
Другие же — такие как раби Элиягу Ки-Тов, рабби Меир из Амшинова и другие — поддерживали р. Ш. Карлебаха — в первую очередь потому, что заповедь любви к народу Израиля он выполнял со всем воодушевлением, всеми доступными ему средствами. Эта любовь «реба Шлоймеле» к людям и к еврейству, идишкайту, высвечивала Б—жественную суть каждого человека и волнами распространялась дальше, приближая евреев к Торе по всему миру.
Р. Шломо создал свой особый стиль, сочетающий черты и клейзмерской, и европейской, и американской, и израильской музыки. Рождалась музыка спонтанно, иногда прямо во время молитвы и посередине рассказа. Текстами песен часто становились слова молитвы и цитаты из Танаха, которые будто были созданы для того, чтобы их петь именно на мелодии раби Шломо.
В свои выступления р. Карлебах включал и традиционные хасидские истории, и рассказы из жизни его родителей или учителей, героические и трагические истории времён Катастрофы, и случаи, произошедшие в современном Израиле, и песни — много песен и напевов.
Р. Шломо Карлебах и советские евреи [↑]
Все началось с того, что лидеры организации «Студенты в борьбе за советское еврейство» (Student Struggle for Soviet Jewry) обратились к р. Шломо Карлебаху в 1965 году с просьбой написать для них песню. Так появилась на свет ставшая классикой «Ам Исраэль хай» (Народ Израиля жив), которая впервые была исполнена во время одной из демонстраций за права советских евреев.
Затем были поездки в СССР, празднование «Симхат Тора» в хоральной московской синагоге на улице Архипова (на «горке»), а в начале Перестройки — тур по городам России и Польши: 21 концерт в самых знаменитых музыкальных залах Москвы, Ленинграда, Киева и Вильнюса. Благодаря песням р. Шломо множество советских евреев впервые ощутили, что глубоко внутри них — Б-жественная душа.
Наследие р. Шломо [↑]
Раби Шломо Карлебах написал более 1000 песен, дал сотни уроков Торы, которые после его смерти были изданы отдельными книгами, записал десятки дисков с песнями и историями. Песни р. Шломо стали настолько популярны, что их так и называют нарицательно — Карлебах.
Кто не слышал Карлебаховских «Од ишама», «Ам Исраэль хай», «Бой бе-шалом», «Ка рибон олам», «Вэаэр эйнэйну», «У-внэ Ирушалаим»? Некоторые из них даже более известны, чем классические, традиционные, мелодии.
К началу XXI века в Израиле и США насчитывается более ста синагог и центров основанного р. Карлебахом движения. Некоторые синагоги включили песни Карлебаха в свой молитвенный распорядок.
Музыка и песня в жизни евреев [↑]
Музыка и песнопения занимают особое место как в душе каждого еврея, так и в иудаизме в целом. Левиты пели и играли на музыкальных инструментах в Храме, царь Давид пел свои Псалмы, ни одна праздничная или субботняя молитва в синагоге, ни одна трапеза не обходится без песни. Хазанут и хасидские напевы прочно вошли в жизнь евреев.
Более того, известно, что музыка способна привлечь дух пророчества, способствовать его проявлению, как было с пророком Элишей: желая «вызвать» дух пророчества, он попросил: «Возьмите мне музыканта… и спустится дух пророчества» (Книга Млахим II, 3:15).
Музыка и пение помогают избежать депрессии, поддержать радость в сердце при выполнении заповедей. С музыкой мы радуется и грустим. Музыка обращается напрямую к душе, минуя разум. Часто получается так, что на уровне чувств постигается то, что не готов пока принять рассудок.
Наши мудрецы говорили (например, в комментарий «А-Бонэв» к книге Эйн Яаков), что хорошая мелодия стоит красоты целых духовных миров и способна пробудить душу человека и вознести из материальности к Б-жественным высотам…