Кирув (на иврите — «приближение») — так называют приближение евреев к Торе, а также зародившееся в конце 1960-х годов движение ортодоксального иудаизма, которое нацелено на кирув-приближение к Торе нерелигиозных евреев к вере в Единого Б-га и к жизни в соответствии с Его заповедями.
Процесс этого преображения, превращения «светского» еврея в «религиозного» называется «тшува» (то есть, буквально — «возвращение»), а возвращающийся еврей именуется «бааль-тшува».
Оглавление
Предпосылки [↑]
Эмансипация евреев в конце XIX — начале XX вв. привела к разрушению традиционного уклада, исчезновению старых общин, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. В СССР иудаизм был практически полностью уничтожен. Большинство европейских общин не смогло пережить Холокост. Случаи возвращения светских евреев к соблюдению заповедей Торы носили единичный характер.
В Израиле на момент провозглашения государства религиозные евреи составляли крохотное меньшинство.
Ортодоксальный кирув в США [↑]
В США кирувом стали заниматься в конце 1960-х — начале 1970-х годов такие организации, как «Эш а-Тора», «Ор Самеах» и «Махон Шломо». Одним из пионеров этого движения стал раби Ноах Вайнберг, глава ешивы «Эш а-Тора».
Первым учебным заведением, открывшим свои двери для баалей-тшува в 1962-м году, стала ешива «Адар а-Тора». С тех пор движение набирает обороты, ешивы открываются не только в США, но и в Израиле, и в России.
В 1970-м году появилась первое «кирувное» учебное заведение для женщин в Иерусалиме — «Неве Йерушалаим», за которым последовали и другие.
Наиболее известные имена американских деятелей движения кирува — это раби Авигдор Миллер, раби Акива Татц, раби Пинхас Столпер, раби Ицхак Берковиц и другие.
Деятельность Хабада [↑]
Раби Йосеф Ицхак Шнеерсон, 6-й Любавический ребе, а также его преемник раби Менахем-Мендел Шнеерсон превратили движение Хабад в кирувную организацию. Они начали направлять своих «эмиссаров» с их женами на жительство в самые отдаленные уголки планеты с единственной целью: обучить тех евреев, которые не получили в детстве религиозного образования, или вдохновить и воодушевить тех, кто такое образование получил, но со временем отошел от еврейского образа жизни.
Хабадский стиль кирува отличается от ортодоксального своим напором и всепроникновением. Бейт-Хабады («Дома Хабада»), «мицва-танки», плакаты с изображениями Любавического ребе можно встретить в любой точке мира.
Организация «Арахим» в Израиле [↑]
Война Судного дня, во время которой происходили явные чудеса, подтолкнула израильтян к открытию своего еврейства.
В ответ на всплеск интереса к традиции гаоном р. Мойше Соловейчиком из Цюриха и равом Вассерманом из Лондона была создана организация «Эль Амекорот» («К основам»), представители которой проводили первые в Израиле специальные уроки для баалей тшува. Организация «Арахим» («Ценности»), проводившая семинары для заинтересовавшихся традицией нерелигиозных евреев Израиля, продолжила начинание рава Соловейчика и рава Вассермана.
Во главе «Арахим» стояли доктор химии Шалом Сребренник и его друг — ученый из Хайфского Техниона Цви Инбаль. Они разработали программу семинаров, которые объясняют нерелигиозным израильтянам основы еврейской веры.
Начинания баалей тшува поддержал рав Хаим Гренеман из Бней-Брака. На ранних этапах организации семинаров к ним присоединился рав Мойше Грилак, рав Мордехай Нойгершель, рав Мойше Франк. Вместе они разработали серию лекций и семинарских дискуссий.
Главными темами семинара были вопросы о вечности еврейского народа, реализации пророчеств, непреложной связи Устной и Письменной Торы. На семинарах «Арахим» обсуждали также темы: Тора и археология, опровержение теории Дарвина, лашон а-кодеш (святой язык), дарование Торы на горе Синай.
Деятельность «Арахим» успешно развивалась, привлекая интерес евреев разных стран. Семинары «Арахим» уже посетило более полумиллиона участников во всех частях света, где они проходили: в США, Великобритании, ЮАР, во Франции и других странах.
В начале 80-х в Израиле начались первые семинары «Арахим» на русском языке. Первый семинар для русскоязычных евреев организовал израильский раввин Йосеф Бен-Порат. Систематической разработкой и адаптацией программ семинаров «Арахим» для русскоязычных слушателей занялся рав Моше Пантелят. Их непременным участником был рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника. В них принимали участие также рав Шимон Грилиус и рав Хаим Коэн.
В продолжение семинаров стали организовываться домашние уроки по Торе. А позже была разработана программа семинара для тех, кто уже прошел первый этап знакомства с еврейством и пожелал получить более глубокие знания. Были открыты первые ешивы для баалей тшува. В Иерусалиме — «Ор Самеах» и «Эш-А-Тора», в Бней-Браке — ешива «Нетивот Олам». Русскоязычных евреев принимали ешивы «Швут Ами» и «Ор Самеах».
Одним из преподавателей ешивы «Ор Самеах» был великий мудрец, духовный наставник поколения Рав Моше Шапиро, который не раз говорил, что в наши дни важнейшей заповедью является приобщение светских евреев к Торе. Поэтому рав Моше давал много уроков для баалей тшува и был хорошо известен тысячам русскоязычных евреев. Многие его ученики впоследствии становились известными раввинами, главами ешив и религиозными лидерами.
Рав Ицхак Зильбер и продолжатели его дела [↑]
В 1972 году, когда рав Ицхак Зильбер, крупнейший русскоговорящий раввин и алахический авторитет, основатель религиозной русскоговорящей общины Израиля, приехал в Страну, в Иерусалиме практически не было ни одного бааль тшува из России.
Рав Зильбер посвятил себя приближению к Торе русскоговорящего населения Израиля. Постепенно, единицами, стали появляться баалей тшува, и к началу массовой алии появились десятки «русских» бней Тора и преподавателей Торы, многие из которых впоследствии стали видными фигурами русскоязычного еврейства.
В конце 80-х сотни молодых русскоязычных евреев начали обучение в ешивах, и к 2000 году возникла уникальная ситуация, когда в Эрец Исраэль появилось несколько сотен «русских» бней Тора — прошедших обучение 7-10 лет в лучших американских, европейских, израильских ешивах. Естественно, что многие из них являлись либо учениками, либо учениками учеников лидера движения за возвращение к тшуве русскоязычных евреев рава Ицхака Зильбера.
Много русскоязычных организаций внесли неоценимый вклад в воспитании и приобщение к Торе «русского» еврейства. Прежде всего, это ешива «Швут Ами», под руководством рава Элиезера Кугеля, московская ешива «Торат Хаим», «русские» отделения ешивы «Ор Самеах», «Махон Лев», «русские» группы в «Атерет Исроэль» и «а-Ран», «Шавей Гола», ешива «Двар Йерушалаим», женские программы «Бейт Ульпана» и «Неве Йерушалаим».
Нужно отметить очень важную деятельность центров «Маханаим», «Ор-Авнер», «Шамир», «Шаарей Цион», «Эш аТора», школ «Шуву».
Трудно перечислить все существующие программы и проекты, и еще более трудно перечислить лично всех, кто принимал в них активное участие.
Как результат их работы, к концу 90-х появилась возможность использовать для просветительской деятельности сотни и сотни молодых аврехим и лекторов.
Толдот Йешурун [↑]
В 2000 году появилась общественная инициатива «Толдот Йешурун», созданная Авраамом Коэном под духовным руководством рава Ицхака Зильбера. Руководителем первого вечернего колеля стал рав БенЦион Зильбер.
Первоначально это был хеврутный колель в иерусалимском районе Санедрия Мурхевет в синагоге «Эзрат Тора», куда пришли первые 5 пар учеников. Через несколько месяцев в колеле училось уже 50 еженедельных хаврут, то есть пар между учениками ешив и «русскими» евреями.
Количество учеников колеля стремительно росло, и через короткое время под руководством рава Нохума Офмана появилась вечерняя программа в городе Бейтар Илит, потом — в Неве Якове и Бейт Шемеше, позже — в Тель-Авиве, Хайфе, Ашдоде, Натании, Офакиме, Нетивоте, Модиине и других местах массового проживания репатриантов из бывшего СССР.
Параллельно с программами для мужчин возникла сеть уроков для женщин под руководством дочери рава Ицхака Зильбера, рабанит Хавы Куперман.
В рамках «Толдот Йешурун» сегодня работает свыше 350 русскоязычных преподавателей Торы и лекторов, а также около 200 нерусскоговорящих преподавателей, которые преподают на программе "Лемаан Еладейну".
В 2002 году был создан сайт Толдот.Ру, который представляет весь спектр материалов про иудаизм, евреев и Израиль, — это тысячи аудио- и видеоуроков, десятки тысяч статей, вебинары и прямые трансляции с известными раввинами и лекторами, а также ответы на вопросы наших пользователей от лучших русскоязычных раввинских авторитетов и семейных консультантов.
Принципы работы «кирува по-русски» [↑]
Три главных принципа, на которые мы опираемся в своей работе, во многом повлияли на успех деятельности.
Первый — личный контакт. Все строится на основном принципе передачи Торы, использованном нашими предками из поколения в поколение: хевруты, т.е. учебные пары. Общаясь с каждым человеком по отдельности, уважая в каждом человеке личность и интересуясь им, тот, кто занимается кирувом, чувствует, «на каком языке» с ним говорить: на языке науки, на языке притчи или на языке эмоций. При этом, зная себя, если сам он, популяризатор Торы, чистый гуманитарий, он не будет пытаться вести с «приближаемыми» научные разговоры, а будет говорить о тех материях, в которых силен.
Второй — руководителями всех программ стали выходцы из бывшего СССР, для них понятны и близки люди, с которыми они занимаются, их нужды и чаяния.
Третий — руководители наших программ не являются наемными работниками. Они сами собирают средства и самостоятельно управляют бюджетом, получая от «Толдот Йешурун», в основном, методическую и организационную помощь, а так же финансовую помощь на первом этапе, или небольшую ежемесячную процентную поддержку.
Сейчас наступил период окончательного формирования русскоязычной общины Израиля. Повсеместно по стране возникают не только новые учебные программы, но и миньяны, гмахи, общины. Строятся синагоги, появляются новые печатные издания на русском языке, открываются детские сады и т.д. Сейчас существует множество опций для желающих учить Тору, в том числе, посредством вебинаров, и программы Skype.
Условия удачного кирува [↑]
Удачный кирув, по мнению преподавателей «Толдот Йешурун» — это сочетание нескольких условий, и передача информации — вовсе не самое главное, хотя в этой области от тех, кто приближает к Торе, зависит многое.
А главное для удачного кирува — это «Сията ди Шмайя», что означает «помощь свыше». В деле кирува, как и во всех других, ничего не получился без поддержки с Небес. Такое условие, как «Зхут авот» — можно перевести «заслуги отцов»: искренность молитв, слезы, выполненные заповеди бабушек, дедушек, их родителей — и так далее, вглубь веков. Потомкам о них, может быть, ничего и не известно, но их заслуги делают свое дело приближения их к Торе.
То, что работает против желающего приблизиться к Торе, — и зачастую против приближающего — это «дурное начало», присутствующее в каждом человеке, а уж если «кирув» действительно становится реальностью, то дурное начало начинает работать с удвоенной силой. Дурное начало («йецер-а-ра») нельзя победить, его можно только обмануть.
И даже если все условия сошлись наилучшим образом, окончательное решение всегда зависит от самого потенциального бааль-тшува. Тут, конечно, играет свою роль сила воли, жизненный опыт и наличие принципов.
Пророчества о возвращении к Торе [↑]
В Торе сказано: «И будет: когда исполнятся для тебя все слова эти — благословение и проклятие, которые Я обещал тебе, — возвратишься ты [ко Мне всем] сердцем своим, [находясь] в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться… Его во всем… ты и дети твои, всем сердцем своим и всей душою своею» (Дварим, 30:1, 2).
Иными словами, в конце галута евреи вновь станут возвращаться на путь, заповеданный им Всевышним. Явление это охватит общины всех стран рассеяния («в среде всех народов»), евреев всех возрастов («ты и дети твои»), и сыны Израиля вернутся к своим истокам не формально, но «всем сердцем своим и всей душою своею».
Еще совсем недавно об этом можно было только мечтать, ибо во всех странах мира наблюдалось обратное: отход от веры и традиций, стремление ассимилироваться, массовый нигилизм… Сегодня же и в Израиле, и в США, и в России люди разных возрастов, разного образовательного уровня и социального положения, принадлежащие к третьему, а то и к четвертому поколению отпавших от еврейства, возвращаются в его лоно.
И тогда исполнится то, о чем сказано в Торе: «… возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и смилуется над тобою, и снова соберет тебя из всех народов… И приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, которой владели отцы твои, и станешь ты владеть ею… И обратит Г-сподь, Б-г твой, все проклятия… на врагов твоих… которые преследовали тебя» (Дварим, 30:3, 5, 7). В Талмуде говорится, что возвращение к Торе — великое дело, ибо оно приблизит приход Машиаха, как сказано: «И придет избавитель в Сион к отошедшим от греха в [народе] Яакова…» (Йешаяу, 59:20).
И точно так же, как отход от Торы привел к нашему изгнанию из страны и к лишениям Галута, так тшува, возвращение к Торе, приведет к полному избавлению.