Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Хесед, Святость, Рассказы, Карлибах, Судить в лучшую сторону, Батшева Эскин
Мы никогда не узнаем, мы никогда не узнаем… Друзья, мы никогда не узнаем, насколько глубока наша связь с теми, кого мы так сильно любим. Что мы знаем о собственных детях, женах, мужьях? Мы никогда не узнаем, как много добрых дел они сделали — иногда даже не подозревая об этом. Правда состоит в том, что Вс-вышний скрыт от нас, но иногда Он дает нам возможность увидеть одним глазком — насколько глубоки бывают люди, насколько особенными бывают люди.
Всем известно учение святого Бааль Шем Това: никогда никого не судите, потому что вы никогда не узнаете, как много добра они сделали, не ведая этого. Что мы знаем о другом человеке, как мы можем судить, насколько он свят? Ведь часто святость людей не видна нам.
В городе Кориц был рав — реб Пинхас, один из трех лучших учеников Бааль Шем Това. Все евреи Корица были святы. Все евреи Корица три раза в день ходили в синагогу, ели только кошерное, соблюдали субботы и праздники. Но был в городе один еврей — портной, шнайдер. Ни разу его не видели в синагоге, ни разу не видели, как он покупает кошерное мясо. А видели его обычно выходящим ночью пьяным из трактира.
Однажды реб Пинхас увидел какое-то собрание у синагоги и спросил:
— Что здесь происходит?
Говорят ему:
— Умер самый ничтожный еврей города, и никто не хочет идти на его похороны.
— Кто же этот еврей?
— Это Авреймеле-портной.
— Портной?
И тут ребе Пинхас начинает рыдать и всхлипывать:
— Ой-вей, гевальт, как мне больно… Мой друг Авреймеле-портной покинул мир… Когда похороны? Конечно, я пойду.
Евреи Кореца знали, что реб Пенхас почти никогда не ходит на похороны. И им стало ясно, что если он собирается идти хоронить портного, этот портной — наверняка один из 36 скрытых праведников. И все пришли на похороны, и все плакали: «Шнайдер, хейликер шнадер (портной, святой портной), помолись за меня, помолись за моих детей…»
Наши мудрецы учат: если хотите знать, какое место на Небесах уготовано человеку — посмотрите на его похороны. А эти похороны были совершенно особенными…
На следующий день реб Ейве, тоже один из лучших учеников Бааль Шем Това, которого в день похорон не было в городе, пришел навестить своего друга реба Пинхаса:
— Реб Пинхас, я не понимаю… Ты можешь ввести в заблуждение весь город, так что все решат, что этот портной был одним из 36 праведников, то мы-то с тобой знаем правду: это был очень простой еврей, и наверняка за ним числится полно грехов… Чем же он заслужил такие похороны?
Мы никогда не знаем, мы никогда не знаем…
— Я расскажу тебе, реб Ейве. Ты помнишь, мы с женой удочерили девочку, Фейгу? Мы воспитывали ее, как родную дочь. Сейчас ей уже 14 лет, и мы нашли ей жениха: сироту из соседнего города. Мы набрали денег в долг у всех знакомых, чтобы отпраздновать красивую свадьбу. Свадьба была несколько недель назад.
Всего за несколько минут до хупы жених подошел ко мне и говорит: «Ребе, ты забыл купить мне талит, как принято по нашему обычаю…» — «Ой-ой-ой, у меня уже не осталось сил искать человека, который бы одолжил мне денег на новый талит… Может, я куплю его тебе через месяц-другой?» Я увидел слезы в его глазах: он так ясно ощутил, что он — никто, и отца у него нет, и талита на свадьбе у него не будет. Тогда я сказал: «Подожди минутку… может быть, Б-г откроет для меня Врата…»
Я вышел на улицу в поисках того, кто одолжит мне десять рублей на талит. Я решил постучаться в первый же дом, в котором увижу свет. Я постучался к портному, он открыл мне дверь. В его лице было столько огня, столько доброты, столько святости. Он сказал: «Ребе, я и мечтать не мог, что ты придешь ко мне в дом! Знай, нет ничего, что бы я не сделал для тебя!» — «Дорогой Авреймеле, мне нужно десять рублей: купить талит жениху моей Фейгале» — «Я очень беден, я не могу дать тебе десять рублей, но вот один рубль — могу». Я поблагодарил его и благословил, взял рубль и с легким сердцем вышел на улицу.
Я успел пройти только один квартал, как услышал, что кто-то бежит за мной. Я обернулся: это был Авреймеле. Я остановился, поджидая его. Он плакал — так горько плакал. «Шнайдер, зиселе шнайдер (портной, дорогой портной), что у тебя болит, как тебе помочь?» — «Ребе, мне стыдно спрашивать, но приходится… Видит Б-г, как я беден… но если я дам тебе все десять рублей, как ты думаешь — будет у меня доля в Грядущем Мире?..»
Я положил руки ему на голову: «Шнайдер, дорогой мой шнайдер, я клянусь тебе Именем Б-га Живого, я клянусь тебе Б-гом Авраама, Ицхака и Яакова, я клянусь тебе Б-гом четырех праматерей, я клянусь тебе — у тебя есть доля в Грядущем Мире! Ты сделал такое доброе дело: отдал свои последние деньги на талит для сироты — я обещаю тебе, у тебя есть доля в Грядущем Мире».
Ты знаешь, реб Ейве, сегодня я шел за его телом, но душа его была завернута в талит — тот самый талит, который он купил для моей Фейгале.
Нам не дано знать, нам не дано знать — нам не дано знать, как свят может быть самый простой человек и как велика его доля в Грядущем мире…
Перевод Батшевы Эскин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.