Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Ханука, Еврейская семья, Дети, Беременность, Благословение, Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Рассказы, Карлибах
У дочери магида из Кожниц не было детей (благословляю всех вас иметь детей)! А самое ценное, что было у магида из Кожниц — это его ханукальный светильник. Он все раздавал, ничего не жалел, но эта ханукия была единственной дорогой ему вещью.
За несколько недель до Хануки приезжает к нему ребе Леви Ицхак из Бердичева. Входит дочь магида из Кожниц:
— Пожалуйста, ребе, прошу вас, дайте мне благословение, чтобы у меня были дети!
Ребе Леви Ицхак из Бердичева говорит магиду из Кожниц:
— Вот что я скажу тебе. Я благословлю твою дочь детьми, если ты дашь мне свой ханукальный светильник.
Что тут можно поделать? Для своей дочери сделаешь всё, что угодно, правда? И он говорит:
— Конечно, я с удовольствием дам его тебе. — И с этими словами снимает с полки начищенную к празднику ханукию и дает ее Ребе. А Ребе принимает ханукию из его рук и передает его дочери:
— Вот мой подарок для твоего будущего малыша.
Гевалт! А потом он поворачивается к магиду из Кожниц и продолжает:
— Но до его бар-мицвы ты можешь зажигать этот светильник.
И я хочу вам сказать, что ребенок, который родился у дочери магида, был не кто иной как раби Хаим Меир Йехиэль Шапира из Могельниц — настоящий светоч.
***
Все знают, что Ханука — это время для того, чтобы молиться о нахождении своей второй половинки. А знаете, что нужно, чтобы найти свою вторую половинку? Добрые глаза. В Хануку, когда горит свет — внутренний свет, — вы знаете, что вам нужно, чтобы Б-г благословил вас детьми? Вам тоже нужен ханукальный свет. Но вы знаете, иногда, не дай Б-г, Б-г не дает нам детей — потому что мы не умеем смотреть на них.
Чтобы быть учителем, чтобы быть родителем, чтобы вообще иметь дело с маленькими людьми — нужны добрые глаза. И здесь я хочу поделиться с вами чем-то удивительным — и очень глубоким.
Мои прекрасные друзья, в Йом Кипур мы просим прощения. Но знаете, сколько у нас шрамов на душе? Так много шрамов. Представьте, например, я очень люблю свою жену, жена моя любит меня, мы ссоримся, потом мы миримся и просим друг у друга прощения, и прощаем — но… остаются шрамы. Остается столько шрамов!
Знаете, что нужно, чтобы убрать шрамы? Нужен один-единственный человек, который будет смотреть на вас с такой любовью, что под этим взглядом все шрамы исчезнут. Если бы мы сделали рентген друг другу, мы все бы увидели друг у друга так много шрамов. Так много шрамов.
Наши дети приносят шрамы в душе каждый день, когда приходят домой из школы. И если у их родителей ханукальные глаза, они лечат шрамы своих детей. А иногда у родителей нет таких глаз. И я не осуждаю их: они сами полны шрамов.
В любом случае, я хочу благословить вас, меня и всех нас. Ханука — это наш большой шанс снова увидеть друг друга и снова исцелить друг друга светом наших глаз.
Ты можешь быть самым богатым человеком на Земле, у тебя будут все сокровища мира — и то, что ты давным-давно ищешь, будет в одном шаге от тебя, в той же комнате, но если нет света, чтобы показать тебе, где это, то самое, что ты ищешь — ты не обладаешь им.
Ханука — это праздник внутреннего света, сокрытого света, света, который светит из самой темной темноты. В Хануку мы празднуем тот свет, который дал Маккавеям в самые темные годы поверить в то, что они смогут выгнать греков из Святой Земли.
Понимаете, мои лучшие друзья, когда мы рождаемся, Б-г всё дает нам, Б-г дает нам всё каждый день. Только иногда мы выключаем свет своими ошибками. Иногда мы сами гасим свои свечи. Поэтому в Хануку Б-г возвращает нам свет, который нам нужен больше всех сокровищ мира.
Ханукальный свет — он и в готовности отдать всё, всё самое дорогое для близких нам людей, так же, как магид из Кожниц не пожалел самой дорогой вещи своего дома — ханукии.
Ханука — это тот праздник, про который Талмуд говорит: «Ханука — это человек и его дом», имея в виду, что вся семья должна собраться вместе.
Потому что в отношениях между мужем и женой, между родителями и детьми получается так, что вы можете стоять рядом друг с другом тысячу лет и быть при этом на расстоянии миллионов километров друг от друга. Ханука — это тот великий свет, который позволяет нам вновь увидеть друг друга. Мудрецы тайного знания говорят, что Ханука — глубже, чем Йом Кипур. Ханука — это Святая Святых, но не в Храме — а в нашем собственном доме. Мы зажигаем светильник у входа в дом, чтобы этим светом сказать что-то посторонним людям, которые пока не нашли свой дом, пока не нашли свою душу, пока даже не нашли своего друга… И мы делимся с ними нашим светом.
Вся ненависть в мире происходит от того, что люди не видят друг друга. Ханука — это праздник, когда мы ближе всего к Машиаху. И — гевалт! — как мы нуждаемся в том, чтобы мир однажды увидел нас. И — гевалт! — как мы нуждаемся в том, чтобы все евреи однажды увидели святость в том, чтобы быть евреями. Пусть это произойдет в этом году. Амен.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»