Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Отношения с внуками, Совместное проживание, Свекровь
Здравствуйте. Я замужем почти 2 года, мы с мужем очень любим друг друга. У нас растёт замечательный сын. Все это время моя мама живёт с нами и помогает с его воспитанием. Атмосфера в доме бОльшую часть времени напряжённая, моя мама вмешивается во все, что происходит в доме и, если я не хочу воспользоваться её советом, обижается. Мама всё время сравнивает нас с другими, говорит, что вот у них так хорошо, а у нас плохо, что другие вот как хорошо воспитывают детей, а вы не можете воспитать, другие мужья всё умеют по дому делать, а мой муж не умеет и не хочет и т.д., и т.п. У неё всю жизнь у других было лучше, другие были лучше, постоянно она мне ставила других в пример. Обосновывая это так: «Я хочу, чтоб ты стремилась к лучшему». И так постоянно, всё это выливается в споры, так как мои и мужа нервы не выдерживают, начинаются крики. Но больше всего меня беспокоит, что мой сын всё это слышит, всю эту ругань. Он начинает тихо сидеть, боясь нас. Я очень ей благодарна за её помощь, как мне кажется, часто её благодарю, говорю «что бы мы без тебя делали», целую её. Но, когда её накрывает, она невыносима. У нас с мужем нет сил на все эти ссоры и напряг в доме. Что мне делать? Спасибо. N.
Дорогая N.,
НЕМЕДЛЕННО нужно разъехаться с мамой. Я всю жизнь говорила и буду говорить, что 90% разводов в «русских» еврейских семьях — оттого, что жили совместно. Недаром в Торе сказано (Берешит 2, 24): «Потому оставит человек отца своего и мать свою». (Рав Кушнир всегда рассказывает, что он говорит выходцам из России: здесь мицва жить отдельно от родителей). На самом деле мицвы такой, конечно, нет, но НЕВОЗМОЖНО нормально жить вместе, когда родители вмешиваются во все происходящее в семье женатых детей. Родители готовы очень дорого платить за то, чтобы продлить свою власть над этими детьми. Они помогают физически и материально, они создают ощущение, что без них было бы невозможно, но на самом деле они отнимают у пары возможность построить собственную жизнь. Поэтому, чего бы вам это материально ни стоило, просто необходимо расстаться, потому что иначе вы, хас вэ-халила, очень серьезно рискуете превратиться в обычную «русскую» семью, т.е. бабушка, мама и внук. Вспомните, сколько таких семей Вы видели. Спросите себя, хотите ли Вы разделить их судьбу и, если нет, то действуйте. Все, что вы потеряете в материальном плане, вы выиграете в отношениях внутри Вашей с мужем семьи.
Что касается мамы, то это, конечно, должно быть сделано без грубостей и хамства. А просто объявите, что Вы видите: с одной стороны, для мамы это чрезмерная нагрузка в ее возрасте и при ее состоянии здоровья; а, с другой стороны, ребенку нужно идти в садик, учиться ивриту и общаться со сверстниками. А Вы понимаете, что для вашей пользы как пары, чтобы научиться жить между собой хорошо и правильно, вы должны жить одни. Естественно, мама все равно обидится, будет кричать о вашей неблагодарности и может даже получить приступ болезни, но ради собственного спасения необходимо это спокойно, холодно и вежливо выдержать. Иначе, еще раз повторяю, Вы окажетесь перед выбором — или мама, или муж.
Желаю сил последовать этому совету.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.