Отношения с внуками — это та область отношений, которая может принести много радости в почтенном возрасте, если старшее поколение верно понимает свою роль. В поколении внуков может проявиться как награда, так и наказание за дела дедов. Между бабушками и дедушками и их внуками существует особая эмоциональная связь. Обязанности дедов по отношению к внукам закреплены еврейским Законом.
Оглавление
Во внуках — наказание и награда [↑]
Одна из самых запоминающихся в Танахе сцен — это благословение Яаакова, которое он дает своим внукам — Эфраиму и Менаше. Яаков трансформировал личное пожелание своим внукам во всеобъемлющую и вечную модель: «В вас, мои внуки, пусть будет всегда благословлять Израиль будущие поколения, говоря: Пусть Вс-вышний благословит вас, как Эфраима и Менаше». И с этого момента на протяжении всей истории евреи будут благословлять этими словами своих сыновей.
В «Тринадцати качествах милосердия» мы читаем слова «Вс-вышний милосердный, долготерпеливый и очищающий (прощающий)». Да, Вс-вышний прощает, но Он никогда не забывает про разницу между теми, кто грешит, а кто — не грешит, кто раскаивается, а кто — нет, ведь величие Вс-вышнего в том, что Его милосердие справедливо, а справедливость — милосердна.
Для тех, кто грешит и не раскаивается, Вс-вышний ждет и откладывает наказание, дает возможность людям задуматься над их поступками, исправить их. И если они этого не делают — наказание постигает их детей или внуков. Когда говорится, что Он (Вс-вышний) «вспоминает», это означает, что Он взыскивает грех отцов с их детей и внуков, до третьего и четвертого поколения.
Но справедливость и милосердие осуществляется и в награде. Мидраш (Шир а-Ширим Раба 1:9) говорит: «Если ты ищешь слова Торы, как сокровища, Святой, благословен Он, не удержит от тебя твою награду». Все, над чем человек трудится, и что ему не удается, никогда не пропадет даром. Если награда за усердие не посылается человеку в этом мире при его жизни, Вс-вышний осуществляет ее в одном из следующих поколений.
«И сказал Моше сынам Израиля: Узрите, призвал Б-г Бецалэля, сына Ури, сына Хура из рода Йеуды». В Мидраше (Танхума, Ваякъэль 4) комментируют фразу: Что значит «узрите»? И почему здесь названы имена отца и деда Бецалэля, хотя обычно их не называют? В Мидраше говорят следующее: «Потому что Хур пожертвовал собой. Когда евреи хотели сделать тельца, он выступил против них и упрекнул их. А они встали и убили его. Сказал Святой, благословен Он: Клянусь, я награжу тебя за это».
Хур не пожалел жизни, чтобы не допустить создания тельца, и его убили, а его внук был выбран для строительства храма, который должен был искупить грех с тельцом (Шмот Раба 51:8).
Также и вместе с Пинхасом-ревнителем упомянуты его отец и дед: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, отвратил ярость Мою от сынов Израиля» (Бемидбар 25:11). Слова «Пинхас, сын Элазара, сына Ааарона коэна» (25:10) Раши комментирует: Поскольку колена издевались над ним, называя «сын Пути» (внуком Итро) за то, что его дед растил бычков для языческих жертв, а он убил главу колена Израиля — поэтому пришла Тора, связала его с Аароном и открыла, что все его чувства благородны, и родословная его от Аарона, любящего мир и стремящегося к миру, любящего людей и приближающего их к Торе.
Величайшим и драгоценнейшим достоянием дедушек и бабушек являются внуки, доказавшие верность и преданность своему наследию. Доброта и честность внуков записываются на счет их дедов. И с другой стороны — когда внуки продолжают идти дорогой дедов, это знак правильного воспитания, которое дали их деды своим детям.
Особенность любви к внукам [↑]
Маараль так объясняет в комментарии на Пиркей Авот (6:8), где цитируется пасук из Мишлей (17:6): «Венец старцев — сыновья сыновей, а великолепие сыновей — их отцы», что мишна говорит о старости, поскольку достижение старости — это обретение человеком окончательного совершенства, когда он проживает столько лет, сколько ему отведено. И это — особый высокий уровень, к которому человек приходит, когда достигает совершенства и насыщается сроком своей жизни, не ощущая в нем недостатка. Кроме того, к старости человек становится не настолько материальным, как юноша, полностью погруженный в материю, — ведь к старости тело слабеет. А освобождение от материальности — это, несомненно, отдельное достижение.
Конечно, возраст, в котором люди становятся бабушками и дедушками, в наше время старостью не считают. И тем не менее, человек, идущий с молодости путями мудрости, в зрелом возрасте удостаивается украшаться внуками, как венцом.
Мы все знаем, что между дедами и внуками существуют особые эмоциональные связи и особые отношения. Между этими двумя поколениями гораздо меньше напряженности, чем между детьми и родителями. Достижения внуков приносят больше удовлетворения, чем достижения детей. У родителей больше нетерпимости к стремлению детей обрести независимость и к тяге детей «к приключениям». Бабушки и дедушки же смотрят на своих внуков в более долгосрочной перспективе. Говоря словами Талмуда, у старшего поколения даже если нет мудрости — то возраст и опыт есть всегда.
В 21 главе Берешит передаются слова Авимелеха: «Если обманешь меня и отпрыска моего и внука моего (пасук 23)». Раши комментирует: «До сих пор (распространяется) милосердие отца на сына (т. е. забота человека о своих потомках)». Это объясняется так, что любовь человека к детям распространяется также и на их детей — но не далее этого (то есть не на правнуков), поэтому Авимелех просил о милости для себя, своих детей и внуков — но не далее.
Влияние бабушек и дедушек на духовный рост и развитие внуков невозможно переоценить. Раши комментирует 1 пасук 18 главы Шмот: «потому что дети нередко называют деда отцом. (Такое толкование находим) в Сифре». В прошлом такая тесная связь внуков с дедами была естественна и понятна.
Эта связь на уровне чувств работает в двух направлениях. Любовь дедов распространяется на внуков, а внуки, в свою очередь, скрашивают годы дедов и радуют их. Нередко любовь к внукам даже превосходит любовь к детям. Сказано в книге Зоар, что в этом причина того, что Яаков дал благословение Эфраиму и Менаше прежде благословений своим сыновьям (Зоар Ваехи רלג ע"א).
Бескорыстная и безусловная любовь, в которой нуждаются маленькие дети, гораздо легче дается дедушкам и бабушкам, чем родителям, ведь они не находятся с детьми 24 часа в сутки, им не надо волноваться о финансах, у них нет того напряжения, в котором постоянно находятся молодые родители. А вместе с родственной любовью зейде и баби напитывают своих внуков и любовью к Торе.
Роль старшего поколения в воспитании внуков [↑]
Какую же роль в воспитании внуков играют бабушки и дедушки? Классическое правило соотношения сил в семье гласит: только папа и мама детей имеют право решать, как они растят/воспитывают своих детей. А бабушки и дедушки учатся говорить амен на любое решение родителей, даже если оно их не устраивает. Нельзя сказать, что это легко, но это единственно возможное решение.
Основной принцип, который все психотерапевты и психологи стремятся донести до родителей, состоит в том, что в семье для детей слово родителей — главное и последнее. Советовать им, делиться своим индивидуальным жизненным опытом — да; указывать, а тем более, делать что-либо наоборот, помогая — нет. Потому что должен быть кто-то один, кто устанавливает правила, от этого зависит эмоциональное здоровье детей.
Но ни в коем случае нельзя сказать, что старшее поколение не играет никакой роли в воспитании внуков. Совсем наоборот: когда мы воспитываем своих детей — мы не знаем, преуспели ли мы в воспитании. И только когда мы видим своих внуков — мы понимаем, хорошо ли мы воспитали своих детей.
Обучать внука Торе [↑]
Написано (Дварим 4:9): «И расскажи своему сыну и детям своего сына» — мы видим, что заповедь обучать Торе возложена не только на отцов, но и на дедов. В Талмуде сказано: «Обучающий внука Торе подобен получающему ее на горе Синай».
Мудрецы объясняют это так. Когда дед учит внука Торе, ему приходится отвечать на вопросы мальчика, который, конечно, мыслит иначе, чем представитель старшего поколения. Поэтому, объясняя, взрослый обновляет свой подход к религиозно-философским проблемам. Тора никогда не устаревает, и в ней можно найти ответ на любой вопрос современности.
Устная Тора передается из поколения в поколение, и, обучая внуков Торе, мы цементируем Традицию, начавшуюся у горы Синай — и никто не может этого сделать, кроме нас.
Талмуд учит, что, если в семье есть три поколения подряд мудрецов Торы, тогда Тора не отойдет от этой семьи. Строительство таких цепочек из трех поколений — это ключ к выживанию и успеху всего еврейского народа.
Алаха в отношении внуков [↑]
Практическая алаха относительно обучения Торе обсуждает вопрос — должен ли дед оплачивать обучение внука в хейдере. Здесь мнения мудрецов разделились, и по мнению автора Шульхан Аруха раби Йосефа Каро, деды обязаны оплачивать учебу внуков.
Вообще, в отношении многих законов Тора придерживается правила: «Внуки — как дети». Например, есть мнение, что в случае, если отец не смог (или не захотел) сделать своему сыну обрезание или выкуп первенца, то эту заповедь вместо него должен выполнить дед (ШуТ раби Акивы Эгера, симан 42 и Шульхан Арух, Йорэ Деа симан 105, ס"ק יא)
По поводу вопроса, может ли дед сказать те благословения, которые говорит отец при рождении сына (а-тов ве-аметив) и дочери (шеэхеяну), мнения также разделились, и, по некоторым мнениям (פסקי תשובות רכג הערה 15 — רשם מ"צ), деду следует сказать соответствующее благословение, если его не говорит отец.
Что касается благословения барух ше-птарани, которые говорит отец на бар-мицве сына, если отец отсутствует, то эти слова говорит дед мальчика, но без упоминания Имен Вс-вышнего (שו"ת מהרש"ם ח לג. שו"ת בצל החכמה ה ג — רשם מ"צ).
Уважая особую эмоциональную связь, которая существует между дедами и внуками, алаха запретила им свидетельствовать на суде друг против друга (Шульхан Арух, Хошен Мишпат, 33:2)
Алаха говорит, что если у человека умерли сыновья, но от дочерей родились внуки, то он через этих родившихся внуков выполняет заповедь плодиться и размножаться, то есть внуки — это как дети.
При этом внуки, конечно, не имеют точно того же статуса, что и дети. Ведь Тора обязывает отца заботиться о малолетних детях и обеспечивать их, но не возлагает этой обязанности на деда.
Если внуки религиозны, а дедушка и бабушка — пока не очень? [↑]
Многие молодые люди, выросшие в светских условиях, начинают свой путь в еврейство, делают тшуву и начинают строить религиозные семьи, а их родители часто чувствуют растерянность перед такими изменениями. Они хотят быть полноценными бабушками и дедушками в привычном им понимании, но часто сталкиваются с противлением своих детей.
Роль бабушек и дедушек в развитии детей невозможно переоценить, их любовь нельзя заменить никакой другой любовью. Чего по-настоящему не хватает детям баалей-тшува — это той большой семьи, которая есть у большинства их одноклассников.
Если внести в свою жизнь и свое отношение к детям несколько незначительных изменений, можно превратить поле битвы, которым часто становится область отношений с внуками, — в цветущий сад, полный взаимной радости, доверия и любви.
Ваши дети выбрали для своих детей такой путь. Вы не обязаны его принимать, вам только следует уважать его. Если бабушка и дедушка в доме, где живут их внуки, будут надевать кипу и закрытую одежду, не будут вносить туда некошерные продукты, воздержатся от злословия и от подарков внукам, противоречащим взглядам их родителей на воспитание, — они всегда будут в этом доме желанными гостями.
Тогда у них будет возможность делиться воспоминаниями и практическим опытом со своими внуками. А у внуков — возможность рассказать бабушкам и дедушкам о своих достижениях, «посекретничать» о важных для них делах и проблемах и получить ту безоценочную безусловную любовь, запасы которой так неистощимы у бабушек и дедушек.
Если же бабушки и дедушки чувствуют, что для проявления своей любви к внукам им непременно нужно накормить их «чем-то вкусненьким» собственного приготовления, тогда и в своем доме им необходимо ввести соблюдение кашрута. Соблюдение кашрута в данном случае — это не только стремление приблизиться к традициям своего народа, но и реальная возможность сблизиться со своими внуками.
Иногда семейные пары ради блага детей вынуждены ограничивать контакты с родственниками, у которых слишком отличная система ценностей, но делают они это с болью в сердце. И насколько бы они были счастливы и благодарны вам, если бы у их детей были бабушка и дедушка, с которыми они бы имели доверительные и теплые отношения!