Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Провидение, Недельная глава, Земля Израиля, Шлах, Нахум Пурер
По настоянию евреев и с разрешения Б-га Моше посылает в Землю обетованную двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Предвидя беду, он меняет имя одного из разведчиков, своего преемника Ошеа на Йеошуа, добавив для «защиты» букву йод из Имени Б-га.
Вернувшись через сорок дней, разведчики приносят с собой образцы необычайно крупных плодов, произрастающих в Эрец Исраэль. Десять из них говорят, что эту «хорошую страну, текущую молоком и медом», невозможно покорить, потому что в ней живут великаны под стать принесенным плодам. Евреи впадают в панику и требуют немедленного возвращения в Египет, хотя два других разведчика Йеошуа и Калев пытаются убедить их, что Эрец Исраэль можно и должно завоевать, полагаясь на помощь Творца.
Б-г разгневан; Он хочет уничтожить неблагодарных евреев, и лишь страстная молитва Моше спасает их от неминуемой гибели. Вместо этого они приговариваются к сорокалетнему блужданию в пустыне; лишь следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся евреев бросается на штурм Эрец Исраэль вопреки предостережению Моше, но терпит полный разгром от амалекитян и ханаанеев.
В утешение Б-г сообщает евреям порядок храмовых жертвоприношений, когда они войдут, наконец, в Эрец Исраэль. Дается заповедь отделения халы от теста — ее положено отдавать коэнам. Тора сообщает, какие жертвы надо приносить в Храм для искупления непреднамеренного греха, индивидуального и группового. Лишь сознательное оскорбление Имени Всевышнего не подлежит искуплению: душа виновного «отсекается» от его народа.
Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шабат и был за это казнен.
В заключении раздела дана заповедь ношения цицит (кистей из нитей) на одежде. Эта заключительная часть раздела включена в ежедневную молитву Шма, Исраэль! как напоминание об Исходе.
«И сказали они (Йеошуа и Калев) всему обществу Израиля: “…страна эта очень и очень хороша!”» (14:7).
Далеко не все нынешние жители Страны Израиля согласятся с двумя разведчиками-диссидентами. «Как можно жить в такой стране!? Это же Третий мир! Грязный и опасный. А бюрократия чего стоит. А хамство. Нет, белому человеку не место в этих левантийских трущобах». Знакомо, не правда ли?
Почему одни жители Страны Израиля восхищаются ее красотой, а другие не скрывают раздражения?
Одна красивая принцесса искала достойного жениха. Претендентов было много, и она решила устроить конкурсный отбор. Когда очередной кандидат приходил свататься, слуги отводили его в приемную комнату, почти пустую, если не считать вазы с фруктами и нескольких священных книг на столе. Вы уже догадались, что принцесса была ортодоксальной еврейкой и предъявляла к потенциальному жениху свои специфические требования.
Слуги говорили гостю, что принцесса должна прийти сюда с минуты на минуту, а пока он может отдохнуть и подкрепиться фруктами: «Пожалуйста, располагайтесь. Чувствуйте себя, как дома».
Кандидат и не подозревал, что принцесса наблюдает за ним через замаскированный глазок в стене. Видя, как он берет яблоко и, прежде чем откусить его, сосредоточенно произносит полагающееся благословение: «Благословен, Ты, Г-сподь, творящий плоды дерева», или раскрывает книгу и погружается в чтение, принцесса радостно улыбалась, облачалась в лучшие наряды и являлась в приемную во всей своей блистательной красоте.
Но если претендент рассеянно жевал угощение, забыв сказать браху, или безучастно смотрел по сторонам, игнорируя разложенные книги, его ждало горькое разочарование: принцесса выходила к нему в лохмотьях, с вымазанным сажей лицом. Полюбить такую ведьму было невозможно при всем желании.
Страна Израиля похожа на эту принцессу. Если еврей приезжает сюда не за дешевыми фруктами и колбасой, а за духовной пищей, если он — настоящий оле, «восходящий» к вершинам духа, его очарует и физическая красота Эрец Исраэль; он без памяти влюбится в эту землю. Но если он — закоренелый материалист, ценящий только личные удобства, его будет все злить и раздражать: грязь, жара, шум, смуглые лица и черные шляпы.
Однако, подобно неудачливому претенденту на руку принцессы, он так и не поймет, что не он отверг Страну Израиля, а она отвергла его, представ перед ним в убогом наряде «левантийских трущоб».
«Мне не нужная ваша религия, — сказал один молодой человек раввину. — У меня особые отношения с Б-гом. Б-г меня любит, бережет. Вот послушайте, что со мной произошло год назад. Я ехал по горной дороге на мотороллере: слева скалы, справа обрыв. День был прекрасный, солнечный, без ветра. И вдруг за крутым поворотом я увидел перед собой в нескольких метрах огромный грузовик. Он ехал прямо на меня, занимая всю узкую дорогу. Водитель включил тормоза; я тоже резко затормозил. Мотороллер упал, и по инерции потащил меня в сторону, к краю 200-метровой пропасти. Я никак не мог остановиться. Вот уже край; мотороллер свалился вниз. У меня в голове промелькнуло: “Все, конец…”. И в это мгновение я увидел куст. Он рос на самой кромке обрыва. Я схватился за него; ветки жалобно скрипнули, но выдержали меня. Мои ноги уже висели над пропастью; под ними осыпался каменистый грунт. Я собрался с силами и осторожно подтянулся, уперся коленом в выступ и перевалился на дорогу…
Чудо! Произошло чудо. Б-г спас меня. Не нужна мне ваша Тора, не нужны ваши заповеди. Я знаю, что Б-г хранит меня. Кто еще послал мне этот куст!?»
Раввин улыбнулся в бороду и тихо поправил собеседника: «Ты лучше спроси, кто послал тебе грузовик».
В начале настоящего раздела комментатор Раши спрашивает, почему драма с разведчиками приведена в Торе сразу после рассказа о наказании Мирьям за клеветнические слова о своем брате Моше. На первый взгляд, странный вопрос. Что значит, почему? Потому что эти два эпизода следуют друг за другом в хронологическом порядке. Как произошло, так и написано.
Нет, не все так просто. В Торе нет случайного нагромождения событий. Каждому из нас выпадают в жизни трудные испытания, в которых проверяется наша стойкость и сила духа. Суть испытания состоит в том, что мы не знаем, когда и как будем испытаны, на какие вопросы нам придется отвечать.
Это в обычной жизни. А в отношениях с Творцом все обстоит по-другому. Прежде чем заставить нас решать задачку, Он дает вначале ответ.
Евреи хотели послать разведчиков в Страну Израиля задолго до того, как Б-г дал им на это разрешение, сказав: «Пошлите от себя людей…»(13:2).
Всевышний, лучший в мире Психолог (помните у Лермонтова: «И мысли, и дела Он знает наперед»), понимал, точнее, предполагал, что евреи рвутся в разведку неспроста, что они боятся идти в Святую землю, где прекратится их оранжерейное существование, с гарантированной защитой от стихии и диких животных, с маном и передвижным колодцем. Там им придется сеять, пахать, строить, воевать, короче, вести нормальную жизнь со всеми ее проблемами и опасностями. Они же привыкли жить на всем готовом в пустыне, «у Б-га за пазухой». Поэтому они ищут повода, чтобы отвергнуть «землю, текущую молоком и медом», щедрый дар Всевышнего, найти в ней изъяны.
Б-г знал, что они попытаются опорочить Эрец Исраэль. Поэтому Он предостерег разведчиков от клеветы на примере Мирьям. Другими словами, дело не в том, что история с неудачной разведкой произошла сразу после наказания Мирьям, а в том, что ее ошибка и последующая кара стали наглядным уроком, который Б-г преподал разведчикам, прежде чем разрешить им отправиться в путь. В Его задачнике все ответы проставлены заранее. Надо только увидеть их.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.