Из цикла «Хроника поколений», темы: Йосеф, Йеошуа бин Нун, Эфраим, Александр Кац, Двенадцать колен Израиля
Эфраим бен Йосеф (אפרים; род. в 2233 г. /1527г. до н.э./) — один из родоначальников народа Израиля.
Второй сын Йосефа (см.) и Аснат, приемной дочери верховного жреца г. Она. Йосеф назвал этого сына именем Эфраим, сказав: «Б-г сделал меня плодовитым (הִפְרַנִי — ифрани)…» (Берешит 41:50-52).
Йосеф обучал Эфраима и его старшего брата Менаше (см.) законам Б-га, которые воспринял от своего отца Яакова (см.) (Сефер аяшар, Микец).
А в 2238 году /1522 г. до н.э./, когда Эфраиму было пять лет, в Египет переселилась вся семья Яакова, обосновавшаяся на севере страны, в земле Гошен (Берешит 46:6, 47:11). Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от праотцев — Авраама (см.) и Ицхака (см.) (Танхума, Ваехи 6; Сефер аяшар, Ваехи; Седер адорот).
В 2255 году /1505 г. до н.э./, когда Яаков тяжело заболел, Эфраим и Менаше пришли к нему вместе со своим отцом Йосефом. Яаков, передав Йосефу право первородства, сказал ему: «Двое твоих сыновей, родившихся у тебя в земле Египта, — …они мои: Эфраим и Менаше, как Реувен (см.) и Шимон (см.), будут моими» (Берешит 48:5). Таким образом, в будущем, когда сыны Израиля возвратятся в Святую Землю, Эфраим и Менаше должны будут получить там такие же наделы, как и сыновья Яакова (Рамбан, Берешит 48:5—6).
А затем Яаков, почувствовав приближение смерти, благословил внуков, положив правую руку на голову младшего — Эфраима, а левую — на голову старшего, Менаше. А когда Йосеф попытался переместить его руки, подумав, что из-за слабости и слепоты отец просто перепутал внуков, Яаков объяснил ему, что потомки Эфраима достигнут большего величия — и, действительно, из колена Эфраима впоследствии вышел Йеошуа бин Нун (см.), под руководством которого сыны Израиля отвоевали Святую Землю (Берешит 48:1—19, Раши). Яаков также предсказал, что в будущем Эфраим и Менаше станут духовным образцом для всего народа Израиля, и все родители будут благословлять своих сыновей, говоря: «Весимха Элоким кеЭфраим вехиМенаше — Да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше» (Берешит 48:20).
У Эфраима было трое сыновей — Шутелах, Бехер и Тахан (Бемидбар 26:35; I Диврей аямим 7:20, Мальбим).
Продолжительность жизни и год смерти Эфраима неизвестны.
Его потомки составили одно из двенадцати колен народа Израиля.
В 2418 году /1342 г. до н.э./, за тридцать лет до исхода сынов Израиля из Египта, значительная часть потомков Эфраима под предводительством вождя этого колена по имени Игнон (или Гнон) бежала из рабства (Сефер аяшар, Шмот; Пиркей дераби Элиэзер 48; Седер адорот). В Талмуде рассказывается, что «сыны Эфраима высчитывали конец (египетского изгнания) и ошиблись» (Санхедрин 92б). А Раши поясняет: их ошибка заключалась в том, что они отсчитали четыреста лет изгнания, предсказанных Аврааму (см. Берешит 15:13), от самого времени предсказания, а не от рождения Ицхака (Раши, Санхедрин 92б). Беглецы достигли земли Кнаан, но были убиты филистимлянами у города Гата (I Диврей аямим 7:20-21, Таргум; Сефер аяшар, Шмот).
При выходе из Египта под руководством Моше (см.) в поредевшем колене Эфраима насчитывалось сорок тысяч пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:32—33). Из этого колена происходил ближайший ученик Моше, Йеошуа бин Нун (Бемидбар 13:8, 16) — он был внуком вождя колена Элишамы, сына Амиуда (см. там же 2:18), а Амиуд, в свою очередь, был праправнуком первенца Эфраима, Шутелаха (I Диврей аямим 7:22—27, Мальбим).
На стоянках в пустыне стан Эфраима, включавший в себя также колена Менаше и Биньямина, располагался к западу от Шатра Откровения (там же 2:18—22). Знамя этого колена было, как и у колена Менаше, цвета черного оникса, и на нем — изображение столицы Египта, а поверх — изображение быка, ведь в своем последнем благословении Моше сравнил колена потомков Йосефа с могучим быком (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе на Бемидбар 2:2).
При разделе святой земли колено Эфраима получило надел в центре страны — между коленами Менаше с севера и Биньямина с юга (см. Йеошуа 16:5—8).
Через полтора тысячелетия после изгнания десяти северных колен ассирийцами путешественник Эльдад Адани обнаружил потомков Эфраима и Менаше, живущих в горах недалеко от арабского города Мекка (Сефер Эльдад Адани; Хипус асерет ашватим).[1]
В соответствии с предсказаниями кабалистов, царь-машиах из потомков Йосефа (машиах бен-Йосеф), который возглавит народ Израиля в начальный период избавления, будет происходить именно из колена Эфраима — и он станет новым воплощением и исправлением души Игнона (Гнона), который вывел потомков Израиля из египетского рабства до срока (Седер адорот).
[1] Израильские исследователи р. Э. Авихаиль и Ш. Вейль считают, что живущие в Афганистане члены пуштунского племени Африди (или Эфриди) являются потомками колена Эфраима. «Во многих пуштунских семьях, — свидетельствует Ш. Вейль, — укоренились обычаи, имеющие явно еврейское происхождение: женщины соблюдают законы семейной чистоты, подобные описанным в Торе, действуют запреты на определенные виды пищи, близкие к законам кашрута, некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано Шма, Исраэль». Посетив одну из принадлежащих племени Африди деревень возле Кабула, исследователи убедились, что по пятницам многие женщины зажигают свечи и прячут их в углу дома, объясняя, что у них так делают из поколения в поколение. Вечером в пятницу к столу и подают виноградный сок, подобный вину, — и хотя исламский закон запрещает употребление вина, местные жители поясняют, что «это древняя традиция, которая должна быть соблюдена». Еврей из афганского города Герата Авраам Бенджамин также утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от «сынов Эфраима» и «представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения». Пуштуны, относящие себя к потомкам Юсуфа (т.е. Йосефа), живут и на севере Индии, в штате Кашмир (см. Э. Авихаиль, Шивтей Исраэль).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.