Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.

Эфраим бен Йосеф (אפרים; род. в 2233 г. /1527г. до н.э./) — один из родоначальников народа Израиля.

Второй сын Йосефа (см.) и Аснат, приемной дочери верховного жреца г. Она. Йосеф назвал этого сына именем Эфраим, сказав: «Б-г сделал меня плодовитым (הִפְרַנִי — ифрани)…» (Берешит 41:50-52).

Йосеф обучал Эфраима и его старшего брата Менаше (см.) законам Б-га, которые воспринял от своего отца Яакова (см.) (Сефер аяшар, Микец).

А в 2238 году /1522 г. до н.э./, когда Эфраиму было пять лет, в Египет переселилась вся семья Яакова, обосновавшаяся на севере страны, в земле Гошен (Берешит 46:6, 47:11). Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от праотцев — Авраама (см.) и Ицхака (см.) (Танхума, Ваехи 6; Сефер аяшар, Ваехи; Седер адорот).

В 2255 году /1505 г. до н.э./, когда Яаков тяжело заболел, Эфраим и Менаше пришли к нему вместе со своим отцом Йосефом. Яаков, передав Йосефу право первородства, сказал ему: «Двое твоих сыновей, родившихся у тебя в земле Египта, — …они мои: Эфраим и Менаше, как Реувен (см.) и Шимон (см.), будут моими» (Берешит 48:5). Таким образом, в будущем, когда сыны Израиля возвратятся в Святую Землю, Эфраим и Менаше должны будут получить там такие же наделы, как и сыновья Яакова (Рамбан, Берешит 48:5—6).

А затем Яаков, почувствовав приближение смерти, благословил внуков, положив правую руку на голову младшего — Эфраима, а левую — на голову старшего, Менаше. А когда Йосеф попытался переместить его руки, подумав, что из-за слабости и слепоты отец просто перепутал внуков, Яаков объяснил ему, что потомки Эфраима достигнут большего величия — и, действительно, из колена Эфраима впоследствии вышел Йеошуа бин Нун (см.), под руководством которого сыны Израиля отвоевали Святую Землю (Берешит 48:1—19, Раши). Яаков также предсказал, что в будущем Эфраим и Менаше станут духовным образцом для всего народа Израиля, и все родители будут благословлять своих сыновей, говоря: «Весимха Элоким кеЭфраим вехиМенаше — Да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше» (Берешит 48:20).

У Эфраима было трое сыновей — Шутелах, Бехер и Тахан (Бемидбар 26:35; I Диврей аямим 7:20, Мальбим).

Продолжительность жизни и год смерти Эфраима неизвестны.

Его потомки составили одно из двенадцати колен народа Израиля.

В 2418 году /1342 г. до н.э./, за тридцать лет до исхода сынов Израиля из Египта, значительная часть потомков Эфраима под предводительством вождя этого колена по имени Игнон (или Гнон) бежала из рабства (Сефер аяшар, Шмот; Пиркей дераби Элиэзер 48; Седер адорот). В Талмуде рассказывается, что «сыны Эфраима высчитывали конец (египетского изгнания) и ошиблись» (Санхедрин 92б). А Раши поясняет: их ошибка заключалась в том, что они отсчитали четыреста лет изгнания, предсказанных Аврааму (см. Берешит 15:13), от самого времени предсказания, а не от рождения Ицхака (Раши, Санхедрин 92б). Беглецы достигли земли Кнаан, но были убиты филистимлянами у города Гата (I Диврей аямим 7:20-21, Таргум; Сефер аяшар, Шмот).

При выходе из Египта под руководством Моше (см.) в поредевшем колене Эфраима насчитывалось сорок тысяч пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:32—33). Из этого колена происходил ближайший ученик Моше, Йеошуа бин Нун (Бемидбар 13:8, 16) — он был внуком вождя колена Элишамы, сына Амиуда (см. там же 2:18), а Амиуд, в свою очередь, был праправнуком первенца Эфраима, Шутелаха (I Диврей аямим 7:22—27, Мальбим).

На стоянках в пустыне стан Эфраима, включавший в себя также колена Менаше и Биньямина, располагался к западу от Шатра Откровения (там же 2:18—22). Знамя этого колена было, как и у колена Менаше, цвета черного оникса, и на нем — изображение столицы Египта, а поверх — изображение быка, ведь в своем последнем благословении Моше сравнил колена потомков Йосефа с могучим быком (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе на Бемидбар 2:2).

При разделе святой земли колено Эфраима получило надел в центре страны — между коленами Менаше с севера и Биньямина с юга (см. Йеошуа 16:5—8).

Через полтора тысячелетия после изгнания десяти северных колен ассирийцами путешественник Эльдад Адани обнаружил потомков Эфраима и Менаше, живущих в горах недалеко от арабского города Мекка (Сефер Эльдад Адани; Хипус асерет ашватим).[1]

В соответствии с предсказаниями кабалистов, царь-машиах из потомков Йосефа (машиах бен-Йосеф), который возглавит народ Израиля в начальный период избавления, будет происходить именно из колена Эфраима — и он станет новым воплощением и исправлением души Игнона (Гнона), который вывел потомков Израиля из египетского рабства до срока (Седер адорот).


[1] Израильские исследователи р. Э. Авихаиль и Ш. Вейль считают, что живущие в Афганистане члены пуштунского племени Африди (или Эфриди) являются потомками колена Эфраима. «Во многих пуштунских семьях, — свидетельствует Ш. Вейль, — укоренились обычаи, имеющие явно еврейское происхождение: женщины соблюдают законы семейной чистоты, подобные описанным в Торе, действуют запреты на определенные виды пищи, близкие к законам кашрута, некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано Шма, Исраэль». Посетив одну из принадлежащих племени Африди деревень возле Кабула, исследователи убедились, что по пятницам многие женщины зажигают свечи и прячут их в углу дома, объясняя, что у них так делают из поколения в поколение. Вечером в пятницу к столу и подают виноградный сок, подобный вину, — и хотя исламский закон запрещает употребление вина, местные жители поясняют, что «это древняя традиция, которая должна быть соблюдена». Еврей из афганского города Герата Авраам Бенджамин также утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от «сынов Эфраима» и «представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения». Пуштуны, относящие себя к потомкам Юсуфа (т.е. Йосефа), живут и на севере Индии, в штате Кашмир (см. Э. Авихаиль, Шивтей Исраэль).

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»